Доехали до жизни такой. В Бурятии стало больше пробок, но меньше аварий

В 1970 году в республике насчитывалось 5,5 тыс. автомобилей, в 67 раз меньше, чем сегодня. © / Елена Лункина / АиФ

За 20 лет количество автомобилей на тысячу населения в Бурятии увеличилось в 3,5 раза. О том, как это повлияло на транспортную ситуацию, читайте в материале «АиФ в Бурятии».

   
   

Восемь лет копить на автомобиль

По доступности автомобилей для населения Бурятия находится на 34 месте в стране, подсчитали в агентстве РИА-рейтинг. В 2021 году машина стоимостью до 700 тыс. рублей была доступна для 15% домохозяйств. Срок накопления на новый автомобиль составлял 8,3 года, на подержанный – 3,9.

Ежегодно на дорогах региона становится на две тысячи машин больше. По данным ГИБДД республики, на 1 января 2022 года в регионе насчитывалось 369,4 тыс. авто, включая грузовики и автобусы. На легковушки приходилось почти 80% этого количества.

«За последние 20 лет число машин на тысячу населения увеличилось с 78 в 2000 году до 270 в 2021-м, – говорят в пресс-службе Бурятстата. – Это немного ниже среднероссийских показателей: собственный легковой автомобиль имеет каждый третий житель страны. Больше всего легковушек на тысячу населения насчитывается на Камчатке (528), а меньше всего – на Чукотке (111)».

Если «на длинной дистанции» число автомобилей растёт, то по итогам пяти месяцев 2022 года в ГИБДД поставили на учёт на 19% меньше машин, чем годом ранее. На фоне экономических трудностей жители республики воздерживаются от покупок как новых, так и подержанных машин в связи с ростом цен на них и стоимости обслуживания.

Кстати, по результатам опроса на одном из популярных автомобильных сайтов, доля подержанных машин в Бурятии выше, чем в среднем по России. В 2021 году средний возраст авто, курсировавших по дорогам региона, составлял 17,9 года, а по стране – всего 14,8. Такая разница создаётся из-за высокой доли японских машин с пробегом. 

Каждый десятый таксист - женщина

С ростом числа машин пробок тоже становится больше. В 2021 году по опросам того же автомобильного сайта 63% водителей Бурятии ежедневно стояли в пробках. Около половины из них проводили в пробках до получаса, 4% – от полутора до трёх часов и 1% – более трёх часов. Остальные простаивали от 30 минут до полутора часов.

Такая ситуация несколько хуже, чем в среднем по стране. Если в Бурятии без пробок ездит 37% водителей, то в целом по России эта цифра выше – 47%. А в соседнем Забайкальском крае счастливчиков, не знающих, что такое пробки, более 70%. Меняется и портрет водителя. Например, растёт число автоледи. В 2021 году один из федеральных сервисов такси подвёл статистику, по которой Бурятия вошла в топ регионов по числу работающих в этой сфере женщин. На представительниц прекрасного пола приходится 10,6% таксистов.

Аварийность на дорогах Бурятии несмотря на рост числа машин снижается.

«С 2004 по 2020 год число ДТП в Бурятии сократилось с 1854 до 994 в год, почти в два раза. Число раненых и погибших на 100 тысяч населения уменьшилось с 269 до 143», – говорит бывший замминистра здравоохранения республики, автор научной работы по статистике смертности Батор Будаев.

По мнению Батора Сигизмундовича, это связано с повышением качества подготовки водителей. Тем не менее, основной причиной аварий остаётся нарушение ПДД участниками дорожного движения, прежде всего водителями легковых автомобилей. Сопутствующими условиями аварий также часто является неудовлетворительное состояние дорог и улиц. С 2004 по 2020 год доля ДТП в таких условиях сократилась с 43% до 36%.

А вот количество случаев пьяного вождения в республике растёт. Из 35 смертельных ДТП, которые произошли за девять месяцев 2022 года, 27 случились из-за нетрезвых водителей. По данным ГИБДД, большинство пьяных аварий происходит в небольших населённых пунктах. Самый аварийный день недели – воскресенье, а меньше всего таких ДТП происходит по средам. По данным РИА-рейтинг, в первом полугодии 2022 года Бурятия была на 38 месте в стране по аварийности.