«Где сын?» Как проходил «суд старух», где наказывали мужа из-за бесплодия

Семья в бурятской культуре — одна из важнейших ценностей. © / Российский этнографический музей

Семья в бурятской культуре  одна из важнейших ценностей. Принято почитать предков, знать историю своего рода, уважать старших и воспитывать в этом ключе детей. И чем больше их в семье  тем лучше, ведь недаром самым добрым пожеланием считается: «Имей сыновей, чтобы продолжили твой род». Но что же делать, если дети почему-то не появляются? О ритуалах, которые стали частью нематериального культурного наследия республики, читайте в материале bur.aif.ru.

   
   

Призвать в дом душу

Младшего ребёнка в бурятской семье называют «отхон» (дитя, последний), старших детей  «ууган» (старший) и «дунда» (средний). Дети в семейной иерархии у бурят занимают особое место. Их не принято слишком баловать, старшие обращаются с младшими сдержанно. До определённого возраста малышам многое дозволяется, но как только ребёнок научился ходить, говорить, может ухаживать за собой, у него появляется ответственность. Подростки для родителей  главные помощники.

И конечно, если в доме детей всё нет и нет, принято прибегать к помощи высших сил. «Yритэй хүн  зула, γригүй хүн ула»  «Человек с детьми подобен свече, человек без детей подобен подошве»  гласит народная мудрость. В основе большинства обрядов лежит вера в силу природы, духов, предков и святых, которые могут помочь в обретении потомства.

Испрашивание души ребенка, или үхибүү гуйха  обряд «призывания» счастья, семейного благополучия, который содержал просьбу послать большое количество детей. Чаще всего традиция упоминается в Кабанском, Тункинском, Окинском районах Республики Бурятия и Агинском районе Забайкалья.

Бездетность считалась бедой не только супругов, но и семьи, всего рода. С просьбой о даровании потомства люди в прошлом могли обращаться и к покровителям родной местности, и к предкам, и к высшим божествам, а также к Солнцу, Луне и огню домашнего очага.

Основным действом, связанным с испрошением души, являлся гал гуламтын тайлган  жертвоприношение богу огня и очага. Когда у молодых долго не рождались дети, им приходилось обращаться к шаману или опытному, знающему традиции старику  хаялгаша. Ближайшие родственники собирались на родовом месте, на вершине горы или у входа в священную пещеру. В первую очередь необходимо было задобрить божество огня, ведь огонь считался сыном Великого Солнца, отвечающего за плодородие на Земле. Обычно божеству огня и очага преподносили в жертву барана и молочную водку  тарасун. Молодая женщина, обратившись к божеству, вымаливала счастье материнства. Кстати, подобный ритуал проводят и в Якутии. Там он носит название «кут», и бездетная семья обращается к богине Айыыhыт, а главными атрибутами становятся цветные камешки и шкуры диких зверей.

   
   

«Наказать» бездетного мужа

Кроме того, буряты считали, что обрести чадородие помогает присутствие и участие бездетных супругов в обряде захоронения последа в доме с новорождённым. Контакт с последом и «наказание» бездетного мужчины повивальной бабкой и всеми присутствующими должны были оказать на него исцеляющее воздействие.

В обряде обязательно участвовали пожилые уважаемые женщины. Фото: пресс-служба Мультимедиа Арт Музея

Для совершения ритуала после родов послед помещали в мешочек и месяц хранили в юрте или в доме. «Его захоронение имело важное значение в жизни ребёнка, так как послед (хүүхэнэй нүхэр) считался частью души новорождённого, своего рода другом, спутником, который впоследствии будет оберегать его всю жизнь. Поэтому важно было уберечь послед от осквернения животными и злыми духами»,  говорит кандидат филологических наук, научный сотрудник отдела литературоведения и фольклористики Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН Сэсэгма Гымпилова.

На церемонии тоонто тоонтолхо (захоронение последа) могли присутствовать только женщины, мужчины временно удалялись из юрты. Из этого правила делалось только одно исключение: бездетный муж мог прийти на обряд вместе с женой. Сам ритуал исполняли особо уважаемые опытные пожилые женщины, число которых должно быть 3, 5 или 7. В северо-западной части юрты за очагом (хоймор) роженица должна была положить монету. Здесь выкапывали ямку женщины, исполняющие обряд. На дно укладывали войлок, на который клали шерсть, затем зёрна, на них  правую заднюю «бабку» от овечьей ноги и на всё это сверху клали послед. Ямку засыпали, после этого варили саламат. Над ямкой разжигали огонь. Вокруг рассаживались присутствующие вместе с роженицей и повивальной бабкой. Трижды нужно было передать чашку с саламатом по кругу. Каждая женщина пробовала саламат и немного бросала на огонь. Половица закрывалась, обряд заканчивался, но гости могли устроить всеобщее чаепитие.

Уважение к старшим и любовь к детям всегда были ценностями бурятских семей. Фото: пресс-служба Мультимедиа Арт Музея

Если и после присутствия на тоонто тоонтолхо дети в семье не появлялись, оставалось ещё одно средство: так называемый «суд старух». В доме бездетной семьи собирались семь женщин пожилого возраста, у которых было благополучное потомство. Они готовили саламат, раскладывали его по чашкам, а чашки ставили вокруг очага с огнём. Около очага садился бездетный муж. Совершали в первую очередь жертвоприношение огню  «кормили» огонь маслом, выделившимся от саламата. После этого самая старшая женщина снимала с себя часть одежды и била ею хозяина дома  бездетного мужа, говоря при этом: «Юундэ хүбүү гарганагүйбши? Хүбүү заяагты! Хойто жэлдэ хүбүүтэй бологты!» («Почему не рожаешь сына? Живи, чтобы родились дети! Пусть на следующий год родится сын!»).

Если через год после «суда старух» в семье появлялся ребёнок, почтенных бабушек полагалось отблагодарить и устроить в их честь праздник.

Поклониться святым местам

За долгие годы все перечисленные обряды претерпели определённые изменения. В большинстве случаев широко распространённым способом лечения от бесплодия, избавления от несчастья являлось посещение священных мест, стали популярными и целебные источники.

На территории Бурятии известно множество святых мест, где традиционно люди молятся о ниспослании им детей. Самое посещаемое паломниками место  Лик богини Янжимы в Баргузинском районе республики. Если у молодой семьи нет детей, то они приезжают к Янжиме и оставляют ей в дар игрушки.

К лику Янжимы в Баргузинской долине приезжают, чтобы попросить о детях. Фото: Республиканский центр народного творчества Республики Бурятия

Кударинские (кабанские) буряты, проживающие в сёлах Корсаково и Ранжурово, для испрашивания ребёнка ездят молиться к Аляа изии (Аляа тоодэй). А тункинские буряты приходят за помощью к местному шаману или ездят в Шумак поклониться горе Хүүхэн. Нуждающиеся после подношения ритуальной пищи хозяйке горы обычно сидят около двух часов, обратившись в её сторону. Знатоки говорят: «Если увидишь образ мальчика или девочки  это хороший знак. В последнее время на месте поклонения стали оставлять детскую одежду, сладости или игрушки.

Также с просьбой помочь в рождении ребёнка буряты стали обращаться к ламам, которые возносят молитвы к буддийским божествам.

Как рассказал корреспонденту bur.aif.ru аларский шаман Арсалан, захоронение последа теперь не практикуется даже в сёлах, поскольку рожать детей ездят в родильные дома. «К шаману в основном обращаются, когда желают с его помощью пообщаться с предками. Умерших представителей рода просят о том, чтобы они позаботились о его продолжении»,  пояснил он.

Тем не менее все названные обряды являются частью богатого бурятского фольклора и культурного наследия, направленного на обеспечение благополучия и защиты новорождённых. При обращении к ним следует помнить, что они являются частью культурного наследия и не должны использоваться в отрыве от контекста.