Как в Африке. Чем привлекает учёных и туристов Байкальский заповедник

Заповедник сохраняет популяцию соболя на хребте Хамар-Дабан, которая в двадцатом веке исчезала трижды. © / Байкальский биосферный заповедник

На южном берегу Байкала, возле посёлка Танхой, находится Байкальский биосферный заповедник. О том, кому это уникальное место служит домом и что узнали учёные, наблюдая за его обитателями, читайте в материале irk.aif.ru.

   
   

Реликтовое место

«Байкальский заповедник – это участок 40 на 40 километров в центральной части хребта ХамарДабан на юго-восточном побережье Байкала. В своё время сюда не дошёл ледник, так что здесь сохранились реликтовые растения», – рассказывает директор заповедника Василий Сутула.

На склонах Хамар-Дабана соседствуют разные экосистемы, каждая – в своём высотном поясе. А ещё заповедник – место сохранения диких животных.


«В прошлом веке ХамарДабан трижды «вычищали» от соболя: в начале столетия, перед Великой Отечественной войной и после неё, – отмечает Василий Иванович. – Сегодня же у нас обитает примерно 1000 соболей, они здесь буквально царствуют. Каждый год несколько сотен молодых соболей покидают нашу территорию, пополняя популяцию этого пушного зверя там, где на него можно охотиться».

В состав заповедника включены Кабанский и Алтачейский заказники. Они отличаются от заповедника меньшим количеством ограничений, например, в определённый период на этих землях можно косить траву. Но охотиться и рыбачить всё равно запрещено, за этим строго следят инспекторы.

Кабанский заказник расположен в дельте Селенги, через него проходят пути миграции птиц с севера в Юго-Восточную Азию. За год через эти места пролетает до пяти миллионов птиц. В Алтачейском заказнике в изобилии водятся косули и изюбры, есть и более экзотические виды: манул, даурский ёж, лисица-корсак.

«Звери здесь не боятся человека, косуля может наблюдать за посетителями буквально с 20-30 метров, как в современных сафари-парках где-нибудь в Кении или Танзании», – говорит Василий Сутула.

Ведут летопись природы

Все 54 года существования заповедник ведёт «Летопись природы»: специалисты отмечают, когда прилетели ласточки и распустилась черёмуха, сколько выпало снега. Изучают, как восстанавливается дикая природа после пожаров, как на неё влияют туристы, к каким последствиям приводят изменение климата и загрязнение воздуха.

Здесь работает крупнейшая за Уралом станция кольцевания птиц, которая вносит свой вклад в изучение миграции пернатых.

Порой в заповеднике обнаруживают редкие, а то и вовсе не встречающиеся в России виды флоры и фауны. Несколько лет назад генетические исследования позволили открыть новый биологический вид: то, что раньше считали разновидностью весенника сибирского, оказалось самостоятельным растением. Теперь он зовётся весенник танхойский.    
   

«Нужно исследовать влияние колебаний уровня Байкала на животный мир, – продолжает директор заповедника. – Например, гнездовья чегравы в дельте Селенги при слишком высоком уровне воды затапливает, и птенцы гибнут, а при слишком низком – потомство краснокнижной птицы становится жертвой хищников. Это надо учитывать при планировании хозяйственной деятельности человека».

Помимо охраны и изучения дикой природы в заповеднике занимаются экологическим просвещением и туризмом. На неохраняемой территории создают визит-центры с автостоянками, туалетами, общепитом. По самому заповеднику проложены экологические тропы. В сопровождении сотрудников по ним можно пройти и увидеть не потревоженную человеком природу.

«Экологический туризм и просвещение важны не только для культурного развития, – считает заместитель директора заповедника Ирина Лясота. – Человек, которого с детства научили любить и понимать природу, не станет браконьером, не нанесёт ей непоправимого вреда».

Языком цифр

В Байкальском заповеднике встречаются 52 вида млекопитающих и 308 видов птиц: 31 вид пернатых занесён в Красную книгу России и 70 видов – в Красную книгу Бурятии.