Омуля посчитают ультразвуком. На Байкал отправилась научная экспедиция

Очень важно, что академическая и рыбохозяйственная наука занимаются исследованием популяции совместно. © / БайкалНИРО

23 мая стартовала совместная экспедиция научных учреждений из Приангарья и Бурятии. Сотрудники Байкальского филиала ВНИРО (Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии) и Лимнологического института СО РАН проведут в рейсе шесть дней. Корреспондент «АиФ Бурятия» разбирался, что уже известно учёным и на какие вопросы поможет ответить экспедиция.

   
   

Совместная экспедиция

«Совместная экспедиция учёных с двух берегов Байкала состоится уже во второй раз«, - рассказывает руководитель БайкалНИРО Владимир Петерфельд. - «На корабле наших коллег из Лимнологического института «Г.Ю. Верещагин» смешанный экипаж отправится в шестидневное плавание в районе дельты Селенги. До 28 мая судно, двигаясь на малом ходу и галсами, пройдёт более 350 км, охватив площадь более 1000 квадратных километров».

Перед экспедицией стоит сразу несколько научных задач. Во-первых, на протяжении всего пути байкальские глубины будут сканировать ультразвуком. Также периодически рыбу будут ловить при помощи трала. У пойманной рыбы будут определять размер, вес и пол. Это нужно, чтобы проверить, насколько точно ультразвук позволяет посчитать поголовье рыбы и её распределение по возрастам. Правда, расшифровка данных - очень трудоёмкий процесс, его результаты будут готовы не раньше, чем через полгода.

«Мы будем также сравнивать результаты гидроакустических исследований и траления с концентрацией ДНК омуля в воде», - объясняет директор Лимнологического института СО РАН Андрей Федотов. - «Тогда в будущем не нужно будет исследовать популяцию омуля с помощью дорогостоящей аппаратуры, можно будет просто брать пробы воды с определённой глубины и понимать, что в этом районе водится такое-то количество рыбы».


Кроме того, вместе с новосибирскими учёными ткани пойманной рыбы исследуют на содержание различных микроэлементов.

После завершения селенгинской экспедиции сотрудники БайкалНИРО изучат популяцию омуля на северном Байкале, в районе впадения в него рек Верхняя Ангара и Кичера. В этой акватории вместе с дельтой Селенги находится около 90% промысловых запасов байкальского омуля.

Вопросы без ответов

То, что известно о поголовье байкальского омуля на сегодняшний день, даёт основания для осторожного оптимизма.

«По подсчётам 2021 года численность нерестовых стад составила около двух миллионов особей», - говорит Владимир Петерфельд. - «Это на 50% больше, чем на минимуме 2016-2017 годов, но в период стабильного промыслового лова, после 1983 года, их численность составляла от 4 до 4,5 миллиона особей. Начинает выправляться и демографическая яма, недостаток молодых особей, хотя и медленнее, чем хотелось бы».


Когда можно будет отменить запрет на вылов омуля, учёные пока сказать не готовы. Но продолжительность запрета должна составлять не менее 6-7 лет. Именно столько требуется селенгинскому омулю, чтобы вырасти из личинки в половозрелую особь и в первый раз оставить потомство.

Впрочем, многого ученые пока не понимают об омуле. Например, всегда считалось, что зимой омуль малоподвижен, почти не питается. Но расцвет зимней любительской рыбалки на глубине 150-200 метров показывает, что байкальский эндемик активно охотится и в холодное время года.

Ещё одна загадка - рост размеров омуля. Если в 1980-е взрослая рыба в среднем весила 300-350 граммов, то сегодня - все 600. В причинах такого роста может помочь разобраться именно анализ микроэлементов в тканях омуля.

«Изучение байкальского омуля - это игра вдолгую. Очень важно, что академическая и рыбохозяйственная наука занимаются исследованием популяции совместно: при таком подходе не будет разночтений в методике и в оценке рыбных запасов», - считает Владимир Петерфельд.

Кстати

По словам сотрудника центрального аппарата ВНИРО, начальника отдела поисковой гидроакустики Сергея Гончарова, самое масштабное гидроакустическое исследование популяции байкальского омуля прошло в 1995 году. Тогда удалось обследовать весь Байкал. Экспедиция продолжалась больше месяца. После этого исследования проводились только на отдельных участках и не давали полной картины. Сегодня популяция омуля у западных берегов озера вообще практически не исследована.