Учебный год подходит к концу. Впереди выпускные экзамены, а у школьников и их родителей всё ещё множество вопросов: как будут организованы экзамены, перейдут ли школы на дистанционный формат в будущем.
Эти вопросы корреспондент «АиФ-Бурятия» задал начальнику отдела дошкольного и общего образования министерства образования и науки Республики Бурятия Татьяне Елистратовой.
Школы были готовы
Екатерина Лобан, «АиФ-Бурятия»: Как организовано дистанционное образование в школе сейчас и были ли школы готовы к переходу на такую форму обучения?
Татьяна Елистратова: Школы оказались достаточно подготовлены к ситуации. У нас было много опасений, но мы обошлись минимальными издержками, потому что образовательные организации быстро адаптировались к дистанционному формату, и жалоб было не так много. Более того, у нас со многими из платформ уже было налажено сотрудничество, подписаны соглашения, меморандумы, например, с Яндексом, Учи.ру, SkyEng. Эти связи сыграли положительную роль, позволили быстро и продуктивно выстроить работу.
– Были ли принципиальные сложности у учителей или детей?
– Большой проблемой в первые дни стало взаимодействие с Российской электронной школой (РЭШ), которая позиционируется как образовательный портал для детей с 1 по 11 класс, где содержатся материалы по всем предметам. Огромное количество учителей в начале поставили эту платформу в приоритет. Но в итоге с утра, а особенно после обеда, когда подключилась западная часть страны (разница во времени между Москвой и Бурятией составляет пять часов – Прим.Ред.) сайт не выдержал нагрузки, всё стало «вылетать». В первую неделю с РЭШ всё оказалось очень сложно. Потом школы адаптировались и начали меньше использовать эту платформу, особенно после полудня.
Мы запустили обратную связь от учителей: просили рассказать, какими ещё платформами они пользуются. Оказалось, практически всеми известными. Педагоги стали отправлять нам ролики, как они создают класс, как выстраивают работу с детьми, выдают домашние задания. Их мы размещали в социальных сетях министерства образования и науки Республики Бурятия.
Кроме того, у нас много малокомплектных школ и удаленных населённых пунктов. В республике проживают семьи с разным достатком, и у них есть сложности с компьютерами, планшетами, телефонами. Ещё одна проблема – это интернет, потому что не во всех дальних уголках есть качественная интернет-связь. Таких населённых пунктов не так много, и обеспеченность компьютерами и планшетами – не глобальная проблема. Тем не менее, она есть.
Как проблема решается? Учителям, не имеющим своего ноутбука и компьютера, выдали технику школы. С учениками сложнее, проблемы решаются в частном порядке. У нас были прецеденты, даже когда учитель выдавал ученику какой-то свой старенький гаджет. А там, где совсем нет интернета, учатся по обычным бумажным учебникам и с помощью телефонной связи.
Уроки по телефону
– Кому сложнее: учителям, родителям, ученикам?
В тех районах, где не зафиксировано вспышек инфекции, в согласовании в Роспотребнадзором было решено разрешить очно-заочное обучение для ребят 9 и 11 классов. То есть, старшеклассники приходят в школу и получают консультации по тем предметам, по которым будут сдавать экзамены.
В одиннадцати школах, которые находятся в маленьких труднодоступных селах, разрешили очное обучение детям с 1 по 11 класс. Разумеется, соблюдаются все меры предосторожности: дети учатся в маленьких группах в одну смену.
– Какие предметы сложнее всего преподавать дистанционно и почему?
– Сейчас основная нагрузка на детей – по математике и русскому языку, а также по тем предметам, которые они изучают углубленно. Больше всего времени занимают те предметы, по которым дети начинают подготовку к государственной итоговой аттестации. С другой стороны, есть и плюсы: на дистанционном обучении легче применить к детям индивидуальный подход, дать задания, которые могут восполнить пробелы в знаниях конкретного ребенка.
– Есть ли дети, которые не выходят на связь?
– У нас и в обычное время есть так называемые «прогульщики» – дети, которые по разным причинам не уделяют школе должного внимания. Это небольшой процент от всех детей – и он сопоставим с процентом тех, кто сейчас не уделяет время дистанционному обучению. Нельзя сказать, что при дистанционном обучении стало больше «прогульщиков».
Закончим вовремя
– Как вы оцениваете итоги почти месяца дистанционного образования? Что получилось, что – нет, что планируете развивать в дальнейшем?
– В любом случае, ситуация, в которой мы оказались, даст свои положительные последствия, привнесет в дальнейший образовательный процесс больше элементов цифровой среды. Если до этого момента школы больше придерживались классического образовательного процесса, то теперь онлайн-платформы явно станут популярнее. Мы смотрим динамику подключений к различным ресурсам и наблюдаем увеличение количества подключений в разы. Те, кто использовал ресурс один-два раза и увидел в нем какую-то положительную составляющую, скорее всего продолжат это использование.
Кроме того, образовательные ресурсы позволяют закреплять тот материал, который учитель рассказывает детям в обычном классно-урочном формате. Не нужно раздавать бумажные тексты, скрупулезно проверять их: станет привычным и комфортным проводить диагностику знаний при помощи какого-либо из образовательных порталов. Но традиционную систему и живое общение учителя и ученика ничто не заменит, оно останется незыблемым.
– В какие сроки в Бурятии завершается учебный год? Когда дети будут сдавать ЕГЭ, ОГЭ, ВПР?
– Мы планируем завершить учебный год вовремя, не досрочно. Но нагрузка не будет такой большой. Ее будут контролировать сами школы на уровне домашних заданий, дополнительного образования, изучения новых тем. Скажем, по физкультуре и музыке домашние задания стали необязательными.
ЕГЭ и ОГЭ будут проведены согласно федеральному расписанию, ВПР с этого учебного года перенесли на осень следующего. Что касается ОГЭ – мы совместно с Рособрнадзором сейчас прорабатываем вопрос о том, чтобы дети сдавали и математику, и русский язык в своих школах. Это позволит минимизировать риски распространения инфекции. У нас 11 тысяч выпускников девятого класса, и такие меры должны возыметь положительный эффект.
А в отношении ЕГЭ мы сейчас прорабатываем вопросы соблюдения всех санитарно-эпидемиологических мероприятий. Мы понимаем, что на ЕГЭ пойдет 5,5 тысяч выпускников, и каждый из них будет сдавать от 2 до 5 экзаменов. Всех ребят мы должны обеспечить масками, измерить им температуру, провести дезинфекционные мероприятия, закупить антисептики – все эти санитарные меры требуют дополнительных финансовых вложений.
Комментарий
Цыренов Владимир, ректор ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики»:
«Несомненно, сложившаяся в мире и стране ситуация с пандемией коронавируса скорректировала содержание нашей деятельности. Преподаватели института находятся в режиме постоянного общения с учителями, это позволяет оперативно снимать возникающие противоречия. Совместно с региональными предметными ассоциациями, профессиональными сообществами учителей-предметников в разных мессенджерах ведется информационная, методическая, консультационная работа.
Мы организовали работу по информированию педагогов об актуальных мероприятиях по дистанционному образованию, которые организуют федеральные издательства и предлагают образовательные сервисы ряда компаний. Например, в образовательном процессе активно используются возможности образовательных платформ, рекомендованных Министерством просвещения РФ и частных компаний: например, «Учи.ру», сервисы компаний «Яндекс» – это «Яндекс.Учебник», «Яндекс.Школа». По статистике компании, задания с использованием сервисов Яндекса в апреле выполняли 22 252 ученика, а выдавал задания 1081 учитель. Еще в марте эти показатели составляли 9553 ученика и 676 учителей соответственно.
Сервисы отечественных интерактивных образовательных платформ несомненно позволили нам наладить в короткие сроки бесперебойный процесс дистанционного обучения».