Чикойский, Мурочинский, Хилгантуйский, Цонгольский – и это всё о нём, о дацане Балдан Брэйбун недалеко от Кяхты в Бурятии. Чем знаменит этот старейший и первый по важности центр буддийской культуры Западного Забайкалья, читайте в материале bur.aif.ru.
«Главная за Байкалом кумирня»
Буддизм стал одной из государственных религий в России в 1741 году, когда Хамбо-лама Дамба-Доржи Заяев добился аудиенции у императрицы Елизаветы Петровны. Он был первым бурятским учёным-монахом, который получил полное классическое буддийское образование в монастыре-университете «Балдан Брэйнбунлинг» в Тибете. Лично Далай-лама доверил ему полномочия распространять учение Будды на родине.
Императрица Елизавета благосклонно отнеслась к просьбе Хамбо-ламы и узаконила 10 имевшихся в Бурятии дацанов и 150 лам и их учеников-хувараков, находящихся при храмах. С них сняли повинности и налоги, а также им разрешили свободно распространять буддизм среди местного населения.
С разрешения коллегии иностранных дел 5 марта 1741 года «главной за Байкалом кумирней» был установлен Хилгантуйский, или, как его ещё называли, Цонгольский дацан. В те времена это была огромная войлочная юрта. А в 1746 году – это был год Огненного тигра – на берегу Чикоя возвели деревянное здание буддийского храма. Его первым настоятелем стал лама из тибетского монастыря Чжонэ – Агван-Пунцок.
Через семь лет, в 1753 году и ламы, и миряне обратились к руководству страны с просьбой, чтобы настоятелем монастыря на Чикое назначили Дамбу-Доржи Заяева. Через контору селенгинского воеводы через некоторое время пришёл положительный ответ – так и началась история бурятских Ширээтэ лам, настоятелей дацанов.
Строили русские плотники
Дамба-Доржи Заяев, возглавив монастырь, составил его устав – за основу был взят такой документ Гоман-дацана в Тибете. В 1758 году в Цонгольском дацане был построен деревянный главный храм Цогчен-дуган и шесть малых храмов – сумэ.
Интересно, что возводить буддийский храм помогали русские плотники. А бурятские мастера расписывали его яркими красками снаружи и внутри. Через пару лет, в год Железного дракона (это был 1760 год), заложили фундамент и каменного дугана.
Строительство его было завершено в год Огненной собаки (1766 год), на пятьдесят шестом году жизни ламы Заяева. Храм освятили и назвали в честь тибетского монастыря, где когда-то учился настоятель, – «Балдан Брэйбун». В приближённом переводе с тибетского языка на русский это означает «Совершенное собрание плодов буддийского учения».
Дацан стал первым крупным центром буддийской культуры в степях Бурятии. В начале XIX века на его территории были построены ещё четыре малых храма, а рядом возник монастырский посёлок.
Смерть и возрождение
В 1930-е годы в ходе антирелигиозной кампании Цонгольский дацан, как и многие другие буддийские храмы, был разрушен до основания. Но прошли годы, и он возродился вновь, как феникс на пепелище. Произошло это в 1994 году благодаря усилиям нынешнего Пандито Хамбо-ламы Дамбы Аюшеева, который тогда был Ширээтэ-ламой дацана.
В возведении главного храма – Цогчен дугана – тогда принимал участие Бато Даши-Нимаевич Шареев, будущий настоятель храма. Он родился в 1975 году в улусе Энхэ-Тала Кяхтинского района – был первым ребёнком в семье Даши-Нимы Пурбуевича и Нины Доржиевны Шареевых. В 1992 году Бато окончил Энхэ-Талинскую среднюю школу и поступил в Буддийский институт при монастыре «Гандантэгченлин» в столице Монголии Улан-Баторе. В 1996 году он закончил обучение и приступил к службе в дацане «Балдан Брэйбун», а в октябре 1997 года избран его Ширээтэ-ламой.
«С того времени все его дела и вся энергия были направлены на возрождение самого первого исторического монастыря Буддийской Сангхи – дацана «Балдан Брэйбун», а также возрождение буддизма на родине российского буддизма – в Кяхтинском районе Бурятии», – говорит Дамба Аюшеев.
Под руководством и при непосредственном участии Ширээтэ-ламы Бато Шареева на территории дацана «Балдан Брэйбун» возведена ступа в честь I Пандито Хамбо-ламы России Дамбы Даржи Заяева, комплекс из восьми ступ, проведена реставрация Цогчен-дугана, построены юрта-музей и домик для лампад, вокруг храмовой территории построены большие и маленькие хурдэ (молитвенные барабаны). Три года назад по инициативе Ширээтэ-ламы в главном храме дацана начались молебны на родном языке.
Дацан «Балдан Брэйбун» в течение многих лет является организатором нескольких турниров по национальной борьбе бухэ барилдаан, а также шахматных соревнований.
В мае 2025 года земной путь Бато Шареева закончился, однако дело, которому он отдал всю свою жизнь, продолжается. В дацан близ села Мурочи приезжают паломники не только со всей республики, но и из других регионов России. Корреспонденту «Аргументов и Фактов в Бурятии» посчастливилось побывать в «Балдан Брэйбуне» незадолго до Сагаалгана, когда проводится ритуал «Дугжууба» – жгут огромный костёр, в котором должны сгореть все невзгоды прошлого. Присутствие рядом с древней традицией оставляет неизгладимое впечатление – в тот момент казалось, что огонь действительно очищает душу. Но по территории дацана приятно пройти в любой день, даже если нет времени посетить службу, – с горы открывается прекрасный вид на сопки и степь, а вечно синее небо над головой успокаивает мысли и останавливает бесконечный внутренний монолог.