Маленький Аюр в Бурятии – самая настоящая знаменитость. Кроху, от которого в роддоме отказалась мать, спасали всей республикой - ему срочно нужна была трансплантация печени. Биологическая мать отказалась быть донором, но столичные врачи не сдались – нашли ребёнку орган, а потом – и любящую семью в Москве, шестичасовые перелёты на контрольные обследования из Улан-Удэ для него – не вариант. Сейчас Аюр заканчивает первый класс, продолжает бороться с болезнью и недавно отпраздновал день рождения. Получил в подарок трюковый самокат и выглядит вполне обычным мальчишкой. А недавно решил, что надо учить бурятский язык – и его русская мама Наталья Бурдина нашла сынишке репетитора. О том, как живёт мальчик, который так много пережил, рассказывает bur.aif.ru
Московская мама бурятского сына
Европейской семье не просто растить ребёнка из Азии, сложности будут непременно. Об этом Наталье Бурдиной и её мужу Андрею говорили все и сразу – и после того, как в 2015 году они приняли решение об усыновлении, и потом.
«Но мне тогда всё это было неважно. Я помню, как с кружкой кофе сделала перерыв в работе и лениво листала соцсети. И тут – как током ударило, - вспоминает Наталья. - Увидела пост про судьбу малыша и просьбу помочь, репостнула себе на страничку. Но глаза маленького Аюра, не по возрасту взрослый взгляд бередил душу. Это мой ребёнок! Через 10 минут я снова разглядывала этот снимок. А через полчаса уже показывала его мужу. И он сказал – «Берем мальчика домой».
Лет за 10 до того Наталья сама была на грани жизни и смерти. Тяжёлая болезнь, в результате которой она лишилась одного лёгкого. И клятва самой себе – помочь спастись другому.
Наталья навела справки у врачей – что нужно ребёнку. Выяснилось – уход, терпение и забота. И это ещё не всё – первое время после операции необходима почти полная стерильность, так как иммунитет ребёнка угнетен. Строгая диета, лекарства по часам. Нужны обследования – каждый месяц, а при необходимости – и в больницах лежать придётся. Гулять в людных местах тоже не стоит, а вдруг вирусы? Но её это не испугало. В конце концов, и собственные двое детей – дочка и сын, когда росли, тоже требовали внимания. Финансовые возможности у успешного дизайнера тоже были. И время – она работала из дома. Так, спустя три месяца в семье москвичей появился малыш.
«Старший сын сразу нас во всём поддержал – ему было тогда 20 лет, взрослый, - рассказывает Наталья корреспонденту АиФ-Бурятия. – А 15-летняя Мила до того, как увидеть маленького брата, сомневалась, даже ревновала. Но, как только кроха, а тогда Аюрчику было чуть больше года, оказался у нас дома – её сердце растаяло. И сейчас они лучшие друзья».
Первые годы были самыми сложными – надо было справиться со всеми последствиями болезни. Мало того. Долгое время, после пережитых травм, мальчик не разговаривал – путал и переставлял слога в самых простых словах. Но его московская мама и тут не опустила руки, не согласилась с медиками, которые сомневались в успехе.
«Я нашла отличного, очень талантливого логопеда, - рассказывает она. – Несколько лет мы бились за будущее сынишки, занимались почти каждый день. Сейчас у Аюра великолепная речь, богатый словарный запас. А ещё он занимается вокалом. У мальчика отличный слух. Я сама играю на скрипке, поэтому знаю, что говорю».
Год назад в наладившуюся жизнь семьи снова постучалась болезнь. У Аюра началось отторжение импланта. Врачи предупреждали – такое бывает. Больница, палата, уколы, капельницы. Успели вовремя. Да и мальчик – настоящий борец. За него тогда снова молилась вся Бурятия – о беде родного малыша здесь узнали из соцсетей. Паренек выкарабкался.
«Я – Аюр, бурят!»
До появления в их жизни Аюра коренная москвичка Наталья мало что знала о Бурятии. Мельком слышала, что есть такая республика на берегу Байкала. Но мальчик рос, а его мама уже искала информацию в интернете – о его корнях, о традициях народа, о языке. Она понимала – ребёнок должен знать свою родину. А там уж вырастет, разберётся – оставаться ли ему в Москве или возвращаться на Родину.
«В 2019 году, когда мальчику стукнуло пять лет и мы немного справились с болезнями, мы отправились в Бурятию, - рассказывает Наталья. – Аюр уже понимал, что он не похож на своего брата и сестру, на меня. Он во время поездок в такси, пусть тогда и нечастых, видел жителей Азии и, конечно, чувствовал, что чем-то они напоминают его самого. Пора было знакомить сына с его народом, его землей».
За две недели, проведенные в Бурятии, они успели не только познакомиться с достопримечательностями, ответить на многочисленные вопросы, но и, самое главное, обрести настоящих друзей. Гости из столицы встретились с главой республики Алексеем Цыденовым, побывали в дацане, на музыкальном фестивале. В довершение ко всему улыбающемуся во весь рот Аюру подарили два национальных костюма. И, пожалуй, именно тогда сообразительный, чуткий мальчик понял – он здесь свой, он бурят. После этой поездки так и представлялся.
Когда вернулись домой, в Москву, к ним в гости начали приезжать земляки мальчика.
«Взрослые, серьезные, занятые люди, они находят время, чтобы побывать у нас, привезти национальные блюда, подарки, поговорить с ребёнком, - говорит Наталья. – Приглашают в бурятские рестораны. И Аюр ведёт себя соответственно – он, большой шалун и резвый мальчик, тут внутренне «собирается», смотрит на всё с любопытством, запоминает, даже здоровается, как они».
Прошло пару лет и первоклассник Аюр, только что отправившийся на занятия в школу, вскоре пришёл к маме с просьбой – надо учиться говорить по-бурятски. Вскоре Наталья договорилась с репетитором – дважды в неделю по интернету Аюр учит родной язык с педагогом из Улан-Удэ.
«Как -то я увидела – он вышел на детскую площадку и разговаривает с мамой соседского мальчика, говорит – я не только русский язык знаю, но ещё и бурятский. И другие языки выучу, - рассказывает мама Наташа. -Конечно выучит, он способный мальчик. По выходным мы с ним ездим в детский клуб при полпредстве Бурятии в Москве. Там детей тоже учат родному языку, знакомят с национальной культурой, кормят традиционными буузами. Вообще, я могу сказать – народ Аюра очень дружный. За своих – горой».
А вот в школе возникли неожиданные проблемы. Непохожего на остальных мальчика-азиата вдруг стали дразнить … китайцем.
«Я сначала вскипела, не выношу такое, - говорит Наталья. – А потом поняла – дети не виноваты, да и их родители, наверное, тоже. Ведь я сама не так давно мало знала о том, что за Уралом живут буряты, хакасы, якуты. А поближе к нам – калмыки. В его классе есть не только русские, но и дети других национальностей, даже иностранцы. Но вот ни одного представителя нашей Азии нет. Поэтому первоклассники и сделали вывод. Написала в родительском чате, что Аюр – бурят и гордится этим. Предложила всем перезнакомиться».
Это теперь уже второклассникам ещё предстоит. Сам Аюр с мамой живёт сейчас в большом доме за городом. У них часто бывают в гостях старший брат -художник и сестра. А еще папа- с Натальей они расстались, но с сыном дружат. Занятий – масса. Впереди – сплав по реке, это ещё то приключение. А ещё надо освоить трюковый самокат – тот самый, что ему подарили на день рождения.