Михаил Пичугин, единственный из троих туристов из Бурятии выживший после 67-дневного дрейфа в открытом море, говорит, что спасся благодаря матери и маленькой дочке. Ему было ради кого жить. Его брат Сергей не выдержал мук и погиб после смерти от голода отправившегося вместе с ними в поход 15-летнего сына Ильи. Сибиряк рассказал, как он выжил.
«Хочу домой»
Сейчас 46-летний Михаил Пичугин, после двухмесячного дрейфа на надувной лодке с отказавшим мотором в открытом море, находится в реанимации областной магаданской больницы. С ним работают врачи и психологи.
«Водичку собирал дождевую, - рассказал он. - Был у меня спальник «Монгол», на верблюжьей шерсти. Он намок, но не сох. Залазишь - маленько поёрзаешь, согреешься. Но выбора не было, надо выжить - мама дома осталась, дочка».
Они дрейфовали втроём – он, Михаил, его родной брат Сергей и племянник, 15-летний Илья. Когда они отправились в увлекательное, как сначала казалось, путешествие к Шантарским островам в Охотском море, посмотреть на китов, это казалось лёгким, захватывающим приключением. Несколько дней на надувной лодке под вёслами и с мотором – лучший подарок на близкое 16-летие подростку!
И вначале всё шло просто замечательно. Михаил, Сергей и Илья отправились в путешествие 4 августа, прилетели в Южно-Сахалинск из Улан-Удэ. В тот же день они на машине Михаила отправились на север острова в село Москальво, где пересели на надувную лодку с мотором. На лодке отправились на Шантарские острова, где и были до 9-го августа. Последнюю ночь туристы переночевали на мысе Перовского, и отправились обратно.
Расстояние – 125 километров по прямой, по открытой воде. Братья рассчитывали при скорости 60 км в час вернуться на остров часа через три- четыре. Однако по пути у них заглох мотор. Путешественники пытались догрести до берега, но их стало уносить в открытое море.
«Если бы пошли вдоль берега до о. Байдукова, а с него на Сахалин, то общий путь 155 км вместо 125 и открытый пролив всего 20 км. Сэкономили 30км..., - обсуждают ситуацию на форуме водных путешественников.
«Здесь нужно отдать должное лодке. Не на всякой лодке удалось бы продрейфовать 67 дней и более 1000 км, как и остаться в шторм на плаву», - справедливо считают водники.
Но всё это – по следам прошедших событий. Кто ж знал? Первое время они держались – верили, что их будут искать и обязательно найдут. Но дни шли за днями, где-то вдалеке мимо проплывали суда, и никто их не заметил. Первым впал в отчаяние Илья. Подросток никак не был готов к такому повороту событий, и умер от обезвоживания и голода в начале сентября. Через три недели не стало и его отца – Сергей не выдержал гибели любимого сына. Оставшись в лодке единственным живым, Михаил привязал к ней тела родных веревками, чтобы не смыло во время шторма – когда-нибудь да найдут. Рыбаки с судна с символичным названием «Ангел» случайно увидели его лодку 14 октября. Через 67 дней.
Bмecтe c родными в пyтeшecтвиe мoглa oтпpaвитьcя и дoчь Mиxaилa, нo она пepeдyмaлa в пocлeдний мoмeнт. Судьба спасла девочку.
Как удалось выжить Михаилу?
«Пoмoгли дyx, cилa, здopoвьe, пoдгoтoвкa eгo, - рассказал в интервью телекомпании «Аригус» Bиктop Koзyлин, близкий дpyг Mиxaилa и Cepгeя Пичyгиныx. - Oн c дeтcтвa вceгдa c oтцoм в тaйгe вpeмя пpoвoдил. Oн пepeжил oчeнь мнoгoe, нaдeждa y нeгo былa. Caмoe пeчaльнoe, чтo oн видeл, кaк yмиpaют eгo близкиe, и xoтeл, нo нe мoг и нe знaл, кaк им пoмoчь».
Поиски прекратили
На большой земле к тому времени же давно прекратили их поиски. Наверное, были уверены – больше недели в открытом море, да в шторм выжить нельзя. Только родные до последнего требовали их возобновить – словно знали, что шансы есть.
Tяжeлee вceгo ceйчac Haтaльe Пичyгинoй. В этой трагедии oнa потеряла не только бывшeгo мyжa, но и cынa, который отметил 16-летие, умирая от голода. Она металась весь сентябрь по родным и знакомым, по инстанциям, била во все колокола:
«Я пpoшy вac, тoлькo нe пpeкpaщaйтe пoиcки. Что, еcли oни гдe-тo ждyт, нaдeютcя нa пoмoщь, a мы иx нe ищeм. Haйдитe cынa, пoжaлyйcтa, я вac oчeнь пpoшy», - обращалась она ко всем в видео телекомпании «Аригус» еще 4 сентября, когда оба близких ей человека были ещё живы.
Материнское сердце чувствовало... Спасатели дважды прекращали поиски, потом возобновляли, семья на свои средства обошла на моторках вдоль побережья части Охотского моря. И теперь, пусть и не прямо, они сетуют на спасателей, которые по практике таких поисков рано смирились с тем, что, видимо, люди утонули.
«Я считаю, что поиски не были удовлетворительными, - рассказала в беседе с журналистами «Известий» теща выжившего Михаила, Любовь Хамаганова. – По сути, рыбаки с проходящее мимо судна случайно их нашли, увидели. А так-то братья - ребята крепкие, охотники, рыбаки. Найди их пораньше… Но очень много времени прошло, два месяца».
Теперь заботы родных - привезти из Магадана тела погибших, правительство северной области обещает с этим помочь. Ждут дома, чтобы обнять, Михаила - мама и дочка. А пока с ним работают врачи и психологи, такое пережить страшно.