Есть ли жизнь в авиастроении? Эффективность зависит от подготовки персонала

Семинары, деловые игры, краткосрочные курсы на заводе - всё направлено на то, чтобы сотрудники нашли своё место в изменившихся условиях труда. © / Улан-Удэнский авиационный завод

Повышение производительности труда для Улан-Удэнского авиационного завода – основное средство достижения всех перспективных целей. Это значит, что завтра выпускать надо новое и быстро. А решать такие задачи могут только те сотрудники, которые постоянно и творчески осваивают лучшие отечественные и мировые практики. В непрерывном процессе обучения и переобучения персонала, наверное, и кроется секрет успехов предприятия.

   
   

Развиваться, чтобы жить

Авиационный завод – это живой организм. Предприятие - без дочерних организаций -насчитывает около пяти с половиной тысяч человек. Его мощности позволяют производить машины гражданского коммерческого назначения, а также выполнять заказы для министерства обороны и других силовых ведомств. По оценкам заказчиков, они удовлетворяют всем их пожеланиям.

«Мы непрерывно развиваемся, совершенствуем выпускаемую технику, осваиваем новую, - говорит управляющий директор АО «Улан-Удэнский авиационный завод» Леонид Белых. – Кроме производства зарекомендовавших себя во всем мире вертолетов Ми-171, мы осваиваем производство новой модификации лёгкого вертолета Ка-226Т. В проработке находятся проекты лёгкого вертолёта VRT500, что позволит привлечь на предприятие самые передовые в мире технологии, и другие проекты. Расширение продуктовой линейки завода совпадает с целями инновационной программы предприятия, способствующей повышению эффективности производства».

У молодёжи, той, которая приходит на завод по различным программам практики и стажировок, горят глаза от мультикоптеров - летательных аппаратов, построенных по вертолётной схеме, с тремя и более несущими винтами. В качестве своих итоговых проектов ребята предлагают самые фантастические варианты.

Во главе угла - качество

Работа над качеством – непрерывный процесс, постоянное совершенствование, которое и обеспечивает спрос на продукцию. В отличие от времени масштабного госзаказа на выпуск одинаковой техники, современные условия определяют полную ориентацию изготовителя на заказчика. Покупатели хотят индивидуальное «лицо» вертолета. «Лицо» машин каждого сегодняшнего контракта и даже внутри контракта имеет несколько особенностей, отличающихся от типовых. Это значит, что нужно внесение конструктивных изменений в машины, а любые конструктивные изменения, в свою очередь, влекут за собой испытания. Таким образом, каждый вертолёт становится опытным.

Разработчик – АО «МВЗ им. Миля» согласовывает вносимые изменения целым пакетом документов. Значительное время занимает процесс сертификации - продукт должен удовлетворять всем условиям безопасности.

Сегодня появляется возможность трехлетнего планирования, которое поможет организовать ритмичное производство. Предприятие имеет на следующий год подписанные контракты на крупные серии вертолётов, что систематизирует его работу. Но при этом в производственной программе есть огромный объём опытно-конструкторской работы и испытаний.

   
   

Всё зависит от коллектива

Результат, в первую очередь, зависит от того, насколько слаженно работает коллектив. И от того, насколько профессиональные, творческие и заинтересованные в результате люди работают здесь. Улан-Удэнский авиационный завод разработал и внедряет целую систему подбора, подготовки и переподготовки квалифицированных профильных специалистов.

Об этом рассказал обаятельный и убедительный, как и положено человеку, работающему непосредственно с людьми, директор по персоналу и социальной политике Расул Эльканов.

«На авиазаводе отражается всё, что происходит в регионе, у нас те же, что и везде вопросы, требующие решения, - объясняет Расул Дахирович. – Поэтому у нас разработана широчайшая программа не только подготовки, но и удержания специалистов. И работа начинается ещё со школьниками. Масса мероприятий – конкурсы, экскурсии, лекции – должны сформировать у них стойкое желание связать свою жизнь с авиацией. Кроме того, к нашим достижениям можно отнести открытие в Улан-Удэ филиала Московского авиационного института (МАИ). Теперь многие захотят получить диплом этого престижного вуза, а мы готовы предоставить работу. Это не говоря о нашей традиционной текущей переподготовке, для которой мы стараемся использовать различные федеральные программы».

Для того чтобы поднять потенциал роста и развития сотрудников, авиазавод, например, принял участие как самостоятельное предприятие в госпрограмме «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях» национального проекта по повышению производительности труда. И задача предприятия в рамках нацпроекта за три года увеличить этот показатель на 30%.

Автономная некоммерческая организация «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда» будет оказывать предприятию организационную, экспертно-аналитическую и информационную поддержку, проводить специализированные тренинги и тестирование. Программа направлена на изучение инструментов производственной системы, которые позволяют минимизировать потери и повысить эффективность текущей деятельности. Предусмотрено комплексное обучение методикам бережливого производства в ходе занятий по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Важный фактор реализации «Адресной поддержки повышения производительности труда на предприятиях» заключается в вовлеченности сотрудников. Они становятся участниками процесса постоянных улучшений и выдвигают свои предложения и идеи, развивают новые компетенции, оптимизируют процессы для повышения своей производительности.

По результатам защиты предложенных в ходе обучения проектов, сотрудники предприятия – Николай Федотов, и. о. главного технолога - начальник отд. 70, и Максим Зубакин, заместитель главного технолога - начальник отд. 23 признаны на основе рейтинга лучшими в числе выпускников 5-го потока нацпроекта «Лидеры производительности». Теперь им гарантирована стажировка по направлению в Южной Корее. Из десяти руководителей предприятия - участников нацпроекта, четверым ещё предстоит защищать свои проекты по повышению производительности труда.

С задачами справляются

Основными ограничениями при реализации проектов руководители называют сжатые сроки для подготовки, а также сопротивление персонала изменениям из-за боязни сокращения рабочих мест в результате совершенствования процессов. При этом сроки реализации проектов связывают с амбициозностью поставленных целей и задач. Одна из главных задач при разработке проектов - не допустить сокращение персонала.

«Прежде всего, нужно довести до всех сотрудников предприятия необходимость совершенствования процессов внутри предприятия и их вовлечённости в трансформацию производства. Важно обучить персонал инструментам повышения производительности. А также непрерывно совершенствовать технологии и процессы планирования производства с применением самых современных программных продуктов», - отмечают призеры.

Семинары, деловые игры, краткосрочные курсы на заводе – всё направлено на то, чтобы каждый работник нашёл свое место в изменившихся условиях труда. Обязательным условием всех обучающих мероприятий является выход в подразделения с целью выявления производственных издержек.

Поиск потерь, организация рабочих групп, которые должны сформировать карту потока создания ценности, выявить причины возникновения потерь, дать предложения и провести мероприятия по их устранению.

Руководители и сотрудники экономических служб, бюро организации труда и заработной платы подразделений, технологи обучаются передовым методам нормирования для повышения эффективности производственных операций. Скорость и качество нормирования важны в связи с обновлением оборудования, изменением технологических процессов и маршрутов изготовления.

Выстроили сотрудничество

Предприятие выстроило систему подготовки кадров для авиапроизводства: через школы к средним и высшим учебным заведениям. Открыты 3 базовые кафедры в ВСГУТУ, работает в тесном сотрудничестве с заводом Авиационный техникум. Только на 2019-2020 учебный год завод предоставил 87 абитуриентам целевые места на инженерные специальности в высших учебных заведениях профессионального образования Москвы, Томска, Новосибирска, Красноярска, Иркутска, Улан-Удэ. Со второго курса лучшим студентам выплачивается стипендия до 2 тысяч рублей. Завод гарантирует «целевикам» прохождение всех видов практик и трудоустройство после успешного окончания вуза.

Своим работникам предприятие предлагает целый ряд социальных корпоративных программ. Средний стаж составляет 14-16 лет. Есть большие возможности для общественной активности — от спортивных программ до волонтёрских. Средняя зарплата составляет более 50 тысяч рублей.

Сегодня на заводе выстроена проектная деятельность руководителей подразделений в области повышения эффективности и роста производительности труда, направленная на оптимизацию процессов в производстве, логистике и обслуживании оборудования. В структурных подразделениях в ходе реализации проектов меняются управленческие подходы, активно применяются инструменты бережливого производства. И вся эта масштабная работа проводится для повышения технического уровня в производстве, совершенствования организации труда и в целом для эффективного и долговременного авиастроительного производства в республике.

Смотрите также: