Где заблудились выплаты? Пострадавшие от паводка год ждали компенсаций

В июне 2019 года от большой воды в республике пострадали 308 домов и приусадебных участков в четырех населенных пунктах. © / pixabay.com / pixabay.com

С летнего паводка 2019 года прошёл ровно год. Тогда от большой воды пострадали 308 домов и приусадебных участков в четырёх населённых пунктах Заиграевского и Джидинского районов республики.

   
   

Но многие семьи получают выплаты и компенсации только сейчас. Напомним: на каждого члена семьи полагалась единовременная помощь в размере 10 тысяч рублей.  Почему произошла такая задержка, выясняла корреспондент «АиФ-Бурятия».

Юридические лабиринты

О выплатах пострадавшим местные власти начали отчитываться уже в начале осени. Первыми в списки попали граждане, ущерб которых от наводнения был очевиден и не вызывал юридических вопросов. Однако оставалось немало жителей, которым пришлось своё право на матпомощь доказывать через суд.

Как пояснила сотрудник отдела по обеспечению деятельности уполномоченного по правам человека в республике Бурятия Ольга Хандажапова, по закону муниципальные образования могут обратиться в правительство республики с просьбой о выделении средств из резервного фонда по ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий не позднее месяца со дня возникновения этой самой чрезвычайной ситуации.

В эти первоначальные списки и попали те, у кого были в порядке документы, кто имел прописку в пострадавшем районе и причинённый их жилищу ущерб не вызывал никаких сомнений. А те, кто опоздал с заявлением или чьё право на материальную помощь нужно было доказывать в суде, попали только во вторую волну.

«При этом Фонд по ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий мог выделить средства для выплат только по решению суда, – пояснила Ольга Николаевна. – Поэтому процесс затянулся. А тут ещё и пандемия внесла свои коррективы. Муниципалитеты составили списки ещё в январе-феврале, но перепроверить все данные смогли только после снятия режима самоизоляции и карантина. Таким образом, муниципалитетам эти деньги упали совсем недавно».

Джидинский район «отличился»

Конечно, возмущённые граждане обращались за помощью в различные инстанции. Например, уполномоченный по правам человека Юлия Жамбалова регулярно выезжала в подтопленные районы и встречалась с населением. Многие проблемы удавалось решить на месте. Если же ситуация требовала более длительного и серьёзного разбирательства, оформляли письменные обращения. В прошлом году в аппарате омбудсмена таких было 14, плюс одно – в этом. Все – от жителей Джидинского района.

   
   

Кроме того, пострадавшие шли со своими чаяниями в прокуратуру. Надзорное ведомство направило 175 заявлений в суд в защиту 483 пострадавших. 

«Основной проблемой было отсутствие каких-либо документов на недвижимость. К примеру, семья на протяжении многих лет проживала в доме, при этом муж прописан в одном месте, жена совершенно в другом, а дети – в третьем, – рассказал начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики Бурятия Леонид Хорошев. – Нам приходилось запрашивать сведения в Росреестре, администрациях сельских поселений, школах, медицинских учреждениях, органах внутренних дел, изучать платёжные документы по оплате жилищно-коммунальных услуг, опрашивать соседей».

Сейчас региональное правительство издало распоряжение, по которому жителям Джидинского района должны выплатить компенсации из республиканского Резервного фонда. Эти деньги уже поступили в администрацию муниципалитета, и все граждане наконец дождались своих кровных.

В целом в Бурятии пострадавшим от паводка выплатили 16,5 млн рублей.

Кстати

В минувшие выходные мощный ливень с градом обрушился на Улан-Удэ. Больше всего пострадал частный сектор. Здесь, по словам очевидцев, потоки воды буквально отрезали дома от города, размыв проезжую часть. Машины утопали в лужах, из-под ног уходила земля, на дорогах образовались громадные промывы. Многие огороды просто смыло под потоками ливневых вод.