Козёл, Баба и Кривой. Зачем восточные народы давали детям обидное второе имя

После обряда укладывания в колыбель ребёнку давали имя. © / Министерство культуры Бурятии

Каких только имён не регистрируют ежедневно сотрудники ЗАГСов — «простые» и «сложные», однослоговые и составные, заимствованные из литературы и передающиеся по наследству! У бурят выбор имени для ребёнка — важный обряд, связанный с верой в магическую силу выбранного слова и его влияния на судьбу. Это неотъемлемая часть нематериального культурного наследия республики. Корреспондент bur.aif.ru разобрался, как выбирают имена для детей в соответствии с традициями.

   
   

Всё начинается с колыбели

Имя имеет глубокий смысл и часто выбирается с учётом пожеланий благополучия, защиты и связи с традициями. Оно может быть связано с буддийскими корнями, личными качествами, семейными ценностями или даётся с целью защиты от злых духов. Имя ребёнку может дать кто-то из старших родственников, часто важный гость, присутствующий при обряде укладывания в колыбель.

Обряд укладывания в колыбель в Бурятии называется Үлгыдэ оруулха («укладывание в колыбель»). Это один из важнейших семейных праздников, отмечаемый через несколько дней после рождения ребёнка. В ходе обряда младенца торжественно укладывают в специально подготовленную колыбель, произносят благопожелания, преподносят гостям священную пищу, одаривают младенца игрушками, деньгами и драгоценностями.

Готовятся к празднику тщательно. На столе обязательно должны быть разнообразные угощения: саламат, варёное мясо, кефир, водка. В дом приглашают родственников, друзей и соседей. В особом почёте родственники старшего возраста.

«Старую колыбель можно было взять у близких родственников только по отцовской линии, от родителей мужа — хадамhаа. Она могла переходить только к детям по мужской линии. Либо заказывали новую колыбель», — пишет в своём исследовании кандидат филологических наук, научный сотрудник отдела литературоведения и фольклористики Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН Сэсэгма Гымпилова.

В колыбель, очищенную огнём и окуренную дымом ая-ганги (чабреца) или можжевельника, ребёнка укладывает бабушка со стороны отца или пожилая уважаемая родственница, произнося молитвы и благопожелания. Обычай окуривания связан с верой в силу огня. Считается, что после данного действия младенец не только будет под защитой от злых сил, но и обретёт спокойный сон и крепкое здоровье.

   
   
Колыбель по поверью нельзя оставлять висеть пустой, иначе чёрт придёт качать в ней своего ребёнка. Фото: Министерство культуры Бурятии

Для дополнительной защиты младенца, в зависимости от вероисповедания, в дом приглашают ламу или шамана. Приглашённый выполняет роль найжи (покровителя), он дарит ребёнку талисман и в дальнейшем участвует в семейных обрядах и молебнах. В качестве талисмана может быть нож, молоток, амулет, шкура животного или другой предмет, символизирующий силу, находчивость, бесстрашие. Ещё несколько десятилетий назад обязательной частью обряда было жертвоприношение. Хозяева отдавали для этих целей барана или коня. Кровью жертвенного животного мазали щёки и лоб ребёнка.

Существует поверье, что колыбель нельзя оставлять висеть пустой, иначе бууhолдой (чёрт) будет качать в ней своего ребёнка.

Солнце или Глупец?

Процедура укладывания в колыбель может происходить одновременно с обрядом имянаречения — нэрэ нэрлэхэ. В наши дни он сохранился, в основном, у восточных бурят, которые обращаются к ламам с просьбой выбрать имя для ребёнка. У западных бурят чаще выбирается имя предков или даётся под влиянием моды.

Наречение именем раньше имело у бурят особенный смысл. В старину у многих семей дети умирали в раннем возрасте, из девяти-десяти малышей до взрослого возраста могли дожить двое-трое. Поэтому многие буряты присваивали своим детям два имени. Одно записывали в метрику, другое — «тайное», для защиты от злых духов. Практикуется это и сегодня: есть поверье, что проклятья, насланные на человека, не имеют прямого воздействия, если у него есть тайное — истинное имя, известное только близким.

«Отводное» имя чаще придумывали для мальчика. Поскольку к рождению мальчика буряты относились с особым почтением, его следовало особо тщательно защищать. Нередко мальчикам давали женские имена или просто называли hамган — «женщина». Отсюда пошла фамилия Хамаганов. Часто ребёнка звали Забаан («негодник»), Хазагай («кривой»), Хабтагар, Хара («чёрный»). Были имена и вовсе отрицательные: Эмэ («баба»), Тэнэг («глупый»), Архинша («пьяница»). Как считали наши предки, часто злых духов «вводили в заблуждение» имена, означающие животных: Тэхэ («козёл»), Буха («бык»), Шоно («волк»), Баха («лягушка»). С приходом христианства и буддизма мода на имена менялась, но ценители народных традиций были и есть во все времена. В Иркутской области в дореволюционной России и в советский период получили распространение самые различные имена, пришедшие из Библии, из европейской литературы — Лазарь, Прокопий, Харлампий, Сократ, Платон, Генриетта, Джульетта. С приходом советской власти появились Энгельсины, Тракторины, Мэлсы, Капитолины.

О рождении ребёнка молятся у святых мест. Фото: Республиканский центр народного творчества Республики Бурятия

У восточных бурят больше были распространены буддийские имена, поскольку за выбором имени зачастую обращались к ламе. Священнослужитель вычислял наиболее подходящее имя по гороскопу.

В бурятской традиции многие буддийские имена преобразились, например, Сэсэгма вместо монгольского Сэсэг или Туяна вместо монгольского Туяа. И в наши дни имя может быть дано по дням недели, в соответствии с погодными явлениями или служить в качестве оберега. От выбора имени зависит, будет человек сильным, весёлым, лёгким или умным. Выбирая имя, нужно учитывать имена предков, но не недавно умерших родственников, чтобы не призвать их судьбу.

Называние ребёнка — важное символическое действие, касающееся всей семьи и всего рода. Период жизни ребёнка между рождением и имянаречением считался особенно опасным, ведь в мир людей, согласно поверьям, новый член семьи входит окончательно лишь в момент получения имени.

Смена имени

Тем не менее нередко случается так, что носителя «сильного» имени постигают неудачи, он часто болеет или ему не везёт в личной жизни. Тогда лама или шаман предлагают сменить имя.

Раньше смена имени происходила довольно просто — одного из собравшихся для проведения ритуала посылали на улицу, чтобы спросить, как зовут первого встречного. Отныне так и называли того, кому требовалось поменять имя.

Учительница начальных классов из Улан-Удэ рассказала нам, что при рождении ей дали бабушкино имя Дулма («освободительница» - прим. ред.). Однако в детстве оно причиняло ей много обид, сверстники в детском саду и в школе придумывали различные прозвища и дразнилки, и когда пришла пора получать паспорт, девушка выбрала себе имя Виктория.

«Я знаю, что Виктория — это „победа“. С этим именем я почувствовала в себе силу, оно помогает идти к успеху. Но на моём имени смена имён в семье не закончилась», — рассказала девушка.

Может случиться так, что имя придётся поменять, чтобы привлечь в жизнь удачу. Фото: freepik.com

Виктория поведала о том, что при рождении младшей дочери муж предложил назвать её Жаргалмой («счастливая» - прим. ред.). Имя понравилось всем родственникам. Девочка росла на радость родителям, но в четыре года вдруг начала сильно болеть. Врачи не могли поставить диагноз, тогда от отчаяния Виктория обратилась в дацан. Лама сказал, что девочке необходимо сменить имя.

«Жаргалму поставили посреди двора, за её спиной выстроились все близкие родственники — братья, сёстры, тёти, дяди и мы с мужем. Дочка делала шаг вперёд, один из нас называл женское имя. Мы перебрали, наверное, три десятка имён, не меньше. Называли и Таню, и Свету, и Наташу. Перебирали бурятские и русские имена. И тут маленький племянник еле выговорил: „Катлина“, мы не сразу поняла, что он хотел сказать, но именно на это имя дочка остановилась и оглянулась. Теперь нашу девочку зовут Катрина. С появлением нового имени ушли все проблемы», — поделилась Виктория.

Мода меняется, в том числе и на имена. Но традиции, обычаи, культурные ценности народа вечны, как вера в добро, как надежда на лучшее.