Вот уже почти 30 лет с 1 по 10 декабря ежегодно проходит международная Декада инвалидов. Её проводят, чтобы привлечь внимание общества к проблемам людей с ограниченными возможностями.
Несомненно, самая острая из них - создание доступной комфортной среды. Но не менее важен и комфорт психологический. В Бурятии живёт почти 79 тысяч инвалидов, к сожалению, не все они интегрированы в общество. Отчасти потому, что общество не готово принять их как равных.
Инвалид, но не калека
- За 20 лет работы с такой группой людей я поняла, что без живого общения и помощи инвалидам очень сложно. И никакая среда уже не нужна, если тебя в ней не принимают и не понимают, - объясняет заместитель начальника отдела контроля соблюдения требований доступности для инвалидов объектов и услуг Департамента труда и социальной защиты населения РФ Вера Осиновская. На прошлой неделе она провела в Улан-Удэ обучающий семинар для людей, работающих с инвалидами. - Простой пример: даже если магазин, спорткомплекс, отделение банка строились как доступные для людей с инвалидностью, то при отсутствии персонала, который был бы заинтересован в создании комфортных условий для таких граждан, все эти объекты перестают быть доступными.
Специалист уверена: важно, чтобы каждый человек научился общению с особенными людьми. Начать Вера Осиновская предлагает с самого простого - с терминологии.
- Как мы называем людей с тем или иным нарушением? Правильно: инвалид. А что мы подразумеваем? Что это человек с проблемой. Но инвалидность надо рассматривать как определённый образ жизни. И если слово «инвалид» более или менее нейтральное и его можно употреблять в своей речи, то словосочетания «страдать от потери зрения», «быть прикованным к коляске» или слова «калека», «недееспособный» совершенно недопустимы, - говорит эксперт. - При обсуждении на первом месте всегда должен быть человек: «человек в коляске», «человек с синдромом Дауна». Почему это так важно? Формулировка, отталкивающаяся от диагноза: «даун», «глухой», «колясочник» - звучит оскорбительно. А подчёркивая нарушения, мы лишь маргинализируем этих людей. Все должны в первую очередь чувствовать себя людьми.
Помимо этого, говорит Вера Борисовна, стоит обратить внимание на самые обычные выражения. Человеку в коляске не нужно говорить «проезжайте», здороваться с ним лучше за руку или вербально, но ни в коем случае не хлопать по спине. А инвалиду по зрению в магазине можно предложить «посмотреть» вещь, а не «потрогать».
В случае, когда у человека нарушена дикция, нужно спокойно слушать и уточнять, если что-то непонятно. Не повышать голос, не паниковать и не пытаться быть снисходительным.
Главное - тактичность
Люди с инвалидностью всегда против того, чтобы к ним относились, как к «страдальцам». Они не хотят, чтобы им помогали и стараются всё делать сами. Но порой помощь всё же требуется, и волонтёры признаются, что большинство людей оказать её не могут, потому что не умеют и не знают как. Они не могут даже правильно предложить свои услуги. Как же тогда быть?
- Главное - спросить, нужна ли человеку помощь. Все люди разные, у всех свой характер и свои потребности. Мы элементарно можем напугать человека, если станем катить его коляску, брать под руку и т.п. Это как минимум бестактно, как максимум опасно, - объясняет волонтёр республиканского добровольческого центра Вероника Харнутова. Вместе с коллегами она разработала небольшой свод правил ситуационной помощи людям с инвалидностью на основе своего опыта. Первый и самый главный пункт там - быть тактичным. Если человек сам просит о помощи, нужно спокойно его выслушать и постараться помочь. В любом другом случае тревожить человека не нужно. «Причинять добро», смеётся девушка, не лучший вариант.