Нужные маршруты. Энтузиасты мечтают построить сеть национальных троп России

Андрей Сукнев – один из тех, кто много лет последовательно строит настоящую инфраструктуру – экологические тропы. Через сложную практику, взаимодействие с местными жителями, гранты и волонтёрские проекты он шаг за шагом прокладывает маршрут, на котором сходятся интересы природы и людей. Мы поговорили с президентом Ассоциации по развитию экотуризма «Большая Байкальская тропа – Бурятия»  о том, как всё начиналось, что тормозит движение вперёд и почему тропа – это не просто узкая дорога в лесу. 

   
   

Ходить в лес, не вредя природе

– Андрей Яковлевич, как занялись экотуризмом?

– Строю тропы я давно – с 1993 года. В 2004 году в Иркутске мы создали первую организацию для сотрудничества с американскими коллегами: в России тогда такие проекты не финансировались. Но к 2010 году стало понятно – нужна своя юридически самостоятельная организация в Бурятии, которая бы позволила подавать на гранты, запускать новые направления: тропы в парках, вдоль Байкала, адаптированные маршруты для людей с ограниченной мобильностью.

Один знакомый аналитик, задаваясь вопросом «зачем вообще создавать такую организацию», сравнил её тогда с «ненужным банком». Однако практика доказала: спрос есть, ресурс удаётся привлекать, тропы действительно нужны. И теперь организация помогает развивать сеть троп по всей России, чтобы люди могли безопасно ходить в лес, не вредя природе. 

– Вы так увлечены этим. Почему?

– ББТ-Бурятия соединяет интересы людей и природы. Экотропы помогают сохранять природу и дают местным жителям возможность зарабатывать – на жизнь и на обучение детей, не вырубая лес и не вылавливая из рек и озёр последнюю рыбу. А для меня – это возможность быть полезным в создании сети национальных троп в России. Это не туризм ради туризма, это – развитие мест, сохранение природы, обучение молодёжи, экономика со смыслом. Мы строим не просто тропы, а связи – между людьми, территориями и будущим.

– Как из идеи рождается настоящая тропа?  

   
   

– Примером может служить наш с женой проект – инициатива по созданию тротуара-тропы в Танхое, которая улучшит жизнь местных жителей, даст им возможность для прогулок, велосипедных поездок и пробежек, а также соединит соседние посёлки, снижая зависимость от автомобилей. Я верю, что активное участие граждан в благоустройстве своих территорий способствует позитивным изменениям в обществе – ведь всё начинается с малого.

Вместо того чтобы только жаловаться на плохие дороги, мусор, незаконную вырубку леса или бездействие чиновников, люди должны брать инициативу в свои руки и решать проблемы самостоятельно: заделывать яму, убирать мусор, пресекать нарушения и контролировать работу властей.

Создали отрасли

– Сейчас над чем работаете?

– Одно из ключевых направлений – работа над федеральным законом о национальных тропах. Такой закон нужен, чтобы системно и грамотно развивать сеть маршрутов, соответствующую масштабам России. Многое порой упирается в непонимание: под «тропой» часто понимают благоустройство, а не специфическую инфраструктуру.

Ещё один важный проект – тропа в Улан-Удэ, финансируемая Минвостокразвития. Мы хотим показать, как должна выглядеть настоящая образцовая тропа. 

Параллельно мы продолжаем работу над грантовыми проектами, направленными на развитие инфраструктуры и вовлечение добровольцев на Байкале – в районе Усть-Баргузина. Сейчас мы ставим перед собой цель – соединить Максимиху и Усть-Баргузин единой тропой. Маршрут получается удивительно живописным и, уверены, станет настоящей туристической жемчужиной, якорным объектом для всей Бурятии. 

– Если говорить о долгосрочных целях, какие из них самые амбициозные?

– Есть идея создания велопешеходной тропы Улан-Удэ – Иркутск. Также – развитие Большой Байкальской тропы по аналогии с Апалачской в США. И мы даже мечтаем о глобальном маршруте – самой большой тропе в мире от Кейптауна в Африке, через Байкал на Чукотку, Северную и Южную Америку, до мыса Горн… Да, согласен, звучит смело!

Мы уже создали Федеральный центр тропостроения в Байкальске, объединили команды из разных регионов страны. Это первые шаги к становлению полноценной отрасли тропостроения в России, включая школу для подготовки специалистов всех уровней, специализирующихся именно на тропах: от рабочих до проектировщиков и архитекторов. 

– Какую роль вы берёте на себя в команде?

– Я – лидер. С детства. Свою роль вижу в генерации идей, которые, возможно, не сразу находят отклик, но постепенно, будучи доработаны и усовершенствованы, завоёвывают признание. Тропы – именно такая история. Уверен, что они могут повлиять даже на демографию, здоровье нации, вовлечённость граждан в улучшение своей территории! 

Для меня важен сам процесс шаг за шагом приближения к мечте, которую мы продвигаем вместе уже 25 лет. Я рад видеть, как по всей России появляются инициативы по созданию масштабных троп – от Большой Уральской до Зеленого кольца Москвы. 

– Что бы вы сказали тем, кто задумывается о работе в сфере НКО?

– Если человек хочет заниматься чем-то значимым, а не только зарабатывать – НКО может быть хорошим выбором. Это даёт возможность реализовывать идеи, видеть результат. Я, например, счастлив, что могу замечать проблему и решать её. Такая жизнь, возможно, не приносит больших денег, но она наполнена смыслом.

Сукнев Андрей, участник проекта «Формула успеха. Научился? Поделись!». Страница лидера НКО по ссылке.