Главный «омулёвый идеолог» науки. Коллеги – об Андрее Соколове

Андрей Владимирович Соколов. © / Пресс-служба ВНИРО

Из Калининграда пришло печальное известие. На 61-ом году жизни скоропостижно скончался Андрей Владимирович Соколов – научный сотрудник Байкальского филиала Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии, кандидат биологических наук.

   
   

«Поменьше воды, побольше рыбы!»

«С Андреем Владимировичем, в буквальном смысле, мы съели не один пуд соли, – рассказывает коллега учёного, рыбовод-биолог, ветеран труда Юрий Неронов. – Собственно, вся его научная карьера прошла перед моими глазами. А наука у нас своя - ведомственная, рыбохозяйственная. Мы занимаемся не абстрактными изысками, а делами конкретными, связанными с рыбным хозяйством. Помню, один из директоров – Дмитрий Норенко – предупреждал молодых сотрудников перед выступлениями: «Поменьше воды, побольше рыбы!» Больше рыбы! Своей деятельностью рыбохозяйственная наука этому и способствует».

Андрей Соколов родился 20 сентября 1959 года в Риге – столице тогда ещё Латвийской ССР. В 1981 году окончил Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства по специальности «Ихтиология и рыбоводство». После молодого специалиста направили в НИИ рыбного хозяйства в Улан-Удэ, где он прошёл путь от младшего научного сотрудника до заместителя генерального директора по науке – начальника отдела науки ВостСибрыбцентра. Надо отметить, институт, в результате различных преобразований, несколько раз менял своё название. Сейчас это – Байкальский филиал ФГБНУ «ВНИРО».

Начало 80-х годов прошлого века было временем массового «нашествия» выпускников-калининградцев в столицу Бурятии. Все стремились на Байкал. Несколько человек из тех потоков работают до сих пор.

«Лидерские качества Андрея Владимировича были замечены сразу же, его назначили начальником биолого-разведывательной экспедиции, – отмечает Юрий Неронов. – Экспедиция проделала колоссальную работу и фактически обновила научные данные по всем крупнейшим озёрным системам Бурятии и Забайкалья. Изучались Еравно-Харгинская, Баунтовская, Ивано-Арахлейская группы озёр. Основная цель изучения этих и многих других водоёмов – рациональное использование рыбных запасов».

С 2003 по 2009 годы Андрей Соколов трудился на родине, был доцентом кафедры ихтиологии и экологии, заместителем декана по научной работе факультета биоресурсов и природопользования Калининградского государственного технического университета. Но связь с Бурятией, Байкалом никогда не терял. С 2009 года он вновь стал научным сотрудником Байкальского филиала института. Общий стаж работы в рыбохозяйственной отрасли учёного – 39 лет.

Работа, сделанная красиво

«Андрей Владимирович на протяжении многих лет решал самый широкий круг научных вопросов, от «текучки» до глобальных, – вспоминают коллеги. – Одна только прогнозная тематика что значит. Обо всём и не расскажешь. Но хотелось бы обратить внимание, по крайней мере, на три значительных эпизода из его научной деятельности».

   
   
После учёбы Андрея Владимировича направили в НИИ рыбного хозяйства в Улан-Удэ, где он прошёл путь от младшего научного сотрудника до заместителя генерального директора по науке. Фото: Пресс-служба ВНИРО

Первый эпизод – международный. В 1996 году по инициативе китайской стороны началось сотрудничество ВостСибрыбцентра с рыбоводами КНР. Через год делегация из трёх человек под руководством Андрея Владимировича поехала «наводить мосты» в Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая. Затем последовали многолетние работы по интродукции омуля и пеляди в горное озеро Сайрам-нур. Был получен промысловый эффект. Теперь этих рыб знают и в Китае. 

Второй – Котокельская проблема. В 1991-1993 годах научный коллектив под руководством Андрея Соколова занимался проблемой озера Котокель в Прибайкальском районе. Ещё далеко было до гаффской болезни (её выявили у пострадавших, которые ели рыбу из озера, в 2008 году), но действительность учёных настораживала. Озеро болело. Причиной заболевания, как выяснили сотрудники научного института, стала чрезмерная антропогенная нагрузка на экосистему водоёма.

«По моим представлениям, это одна из лучших научно-исследовательских работ, выполненная специалистами института, в том числе Андреем Владимировичем, за всю историю организации. Она сделана добротно и даже красиво. Красиво не по каким-то внешним признакам, а по научному подходу к решению поставленной задачи. Не зря она получила высокую оценку коллег», – рассказывает Юрий Неронов.

И третий эпизод, который вспоминают коллеги, – омулёвый.

Андрей Владимирович выступил инициатором запрета на промысел байкальского эндемика. Фото: Пресс-служба ВНИРО

«Последним нашим совместным проектом была подготовка интервью «О байкальском омуле из первых рук», напечатанном в местных СМИ и в научно-производственном журнале «Рыбоводство», где я назвал Андрея Владимировича «главным омулёвым идеологом рыбохозяйственной науки». Это действительно так. По результатам ежегодного анализа состояния запасов байкальского омуля, Андрей Владимирович выступил инициатором запрета на промысел байкальского эндемика. После экспертизы введение запрета было одобрено на федеральном уровне, и он вступил в силу. Но не всё так просто, как кажется со стороны. Чтобы убедить властей, надо было подготовить безупречную доказательную базу, пройти жёсткую экспертизу, проявить личное мужество и настойчивость при продвижении судьбоносного для омуля решения. И моему коллеге это удалось! Сибирская, байкальская рыбохозяйственная наука потеряла крупного специалиста-ихтиолога. Его будет очень не хватать. И это не дежурные слова», – говорит Юрий Неронов.