Между переписями населения 2002 и 2010 годов численность населения России уменьшилась на 2,3 млн человек. Однако, как уверяют представители коренных малочисленных народов, аборигенных народов, наоборот, становится больше. Но дело вовсе не в хорошей демографии и даже не в повышении самосознания этносов.
Многие считают, что, например, у живущих у Байкала эвенков есть небывалые льготы, и готовы ради них поменять национальность. Так малочисленные народы становятся не такими уж и малочисленными.
Справка о национальности
Согласно всё той же Всероссийской переписи населения 2010 года, в Бурятии проживает 6553 представителя коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, из них 2974 эвенка и 3579 сойотов. Чтобы получать государственную поддержку, они должны населять места традиционного проживания и вести традиционную хозяйственную деятельность. В республике к таким местам отнесены семь районов: Баргузинский, Баунтовский, Закаменский, Курумканский, Муйский, Окинский и Северо-Байкальский. Сойоты населяют преимущественно Окинский район, эвенки распространены в остальных, но больше всего их в Северобайкальском районе. Там они имеют право беспрепятственно охотиться и ловить рыбу для собственных нужд, вести традиционные виды хозяйствования в защищённых законом территориях, также имеют и социальные гарантии. Как оказалось, получить их стало сложнее, после того как из документов убрали графу «национальность». Теперь, чтобы идентифицировать человека по национальному признаку, нужна дополнительная бумага. Представитель коренных малочисленных народов сейчас должен иметь специальную справку о принадлежности к малому этносу. Где её взять?
По словам президента Ассоциации КМНС Бурятии Владимира Аюшева, правом выдачи таких справок обладают органы местного самоуправления. Выдаются обычно на основании свидетельства о рождении, где указана национальность родителей. Однако в обязательном порядке она указывалась в документах советского образца, а в современных, как правило, не вносится или вносится по желанию отца и матери.
«По идее, просто так документ не получишь. Нужно предоставить сведения о национальности родственников. Это может быть свидетельство о рождении или какие-то документы родственников о том, что они эвенки, например. Но на деле оказывается всё проще», - рассказывает Владимир Георгиевич.
Зачем «идут» в эвенки?
Перед людьми, получившими справку о принадлежности к КМНС, открывается доступ к промыслам, которые доступны только аборигенным народностям. Например, им можно ловить байкальского омуля, что запрещено делать с 2017 года. В управлении Росрыболовства республики подтверждают, что причины ажиотажа на квоты малочисленных коренных народов Севера кроются исключительно в коммерческих интересах. Число общин КМНС Бурятии неуклонно растёт, а определить действительную принадлежность лиц к этносу невозможно.
Председатель национально-культурной автономии эвенков в Бурятии Мария Бадмаева рассказала, что в Северо-Байкальском районе, где ловят омуль, были такие случаи: люди находят среди знакомых дедушек, бабушек эвенков, договариваются каким-то образом и меняют свою национальность ради права рыбачить.
«Чтобы записаться в эвенки, достаточно двух свидетелей, которые подтвердят факт вашей принадлежности к этносу - например, докажут своё родство с вами. В поисках доказательств люди ходят по загсам, судам и даже музеям», - поясняет Бадмаева.
«Так выходит, потому что нет установленного порядка отнесения к малочисленным народам. А появится он после вступления в силу закона, проект которого сейчас разрабатывают», - уверен Владимир Аюшев.
Речь идёт о законопроекте «О внесении изменения в Федеральный закон от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», более известный как закон о реестре КМН. Простыми словами: в стране хотят создать единую базу данных, где будут учитывать представителей коренных народов. Авторы документа считают, что это позволит решить вопрос идентификации для людей, относящихся к этой категории.
Палка о двух концах
У нового законопроекта есть и противники. Например, председатель национально-культурной автономии эвенков в Бурятии Мария Бадмаева уверена, что он не решит проблем КМНС, а скорее всего, усугубит их.
«Насколько мне известно, в этот реестр не будут вписывать тех, кто живёт в городе, а возьмут только обитателей территорий традиционного природопользования. А как же эвенки, которые работают и живут в Улан-Удэ, - например, учительница родного языка?» - возмущается председатель.
Кроме этого, если верить представителям федерального агентства по вопросам национальностей, вносить фамилии в этот реестр будут по заявкам граждан.
«Нам сказали, что всё будет носить заявительный характер. Нужно будет просто прийти в многофункциональный центр и сказать: «Вот я и мои дети. Мы эвенки», и нас якобы сразу внесут в список. Но ведь это палка о двух концах. Кто угодно может прийти и «заявиться» в сойоты или эвенки, - рассуждает Мария Бадмаева. - В итоге ничего не изменится».
Комментарий
Член думского комитета РФ по делам национальностей Григорий Ледков:
«В первую очередь законопроект о реестре коренных малочисленных народов должен обеспечить особый статус коренных в глазах представителей любых надзорных органов. Важно, чтобы любой представитель КМНС мог заниматься привычной деятельностью на своих родовых территориях и никто не мог при этом обвинить его в браконьерстве или незаконном предпринимательстве.
Выписка из такого реестра и будет подтверждать право гражданина на получение социальных и экономических льгот, предусмотренных законами».
Смотрите также:
- Сохраняя традиции. Эвенкийский центр «Синильга» отпраздновал юбилей →
- Северобайкальск исключили из числа местностей Крайнего Севера →
- На Байкале в Бурятии хотят урегулировать численность бакланов →