В июне этого года Дмитрий Медведев на конференции по труду в Женеве выступил с неожиданным предложением сократить рабочую неделю в России до четырёх дней. По его словам, жители страны могут позволить себе лишний выходной из-за технического прогресса в производстве.
Многим понравилась это идея: работать придётся меньше, но за ту же зарплату. Другие отнеслись к предложению с опаской: обязательно найдутся подводные камни. Однако чтобы не гадать, правительство решило протестировать новшество на определённом количестве предприятий, а уж потом вводить его и на других. В число подопытных регионов вошла и Бурятия.
Нужны ли эксперименты?
Под эксперимент попали девять предприятий – два улан-удэнских завода: авиационный и лопастной, Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат, улан-удэнское приборостроительное объединение, «Дорстройсервис», «Бурятмяспром», «Бурятхлебпром», «Экофуд» и фабрика «Селенга». Ожидается, что проект повысит производительность труда, невзирая на сокращение рабочей недели.
По мнению экономиста Александра Соболева, нет смысла проводить какие-либо эксперименты, потому что страна попросту не готова к четырёхдневке.
«Сейчас у нас растёт уровень безработицы, а темп экономического роста слишком слабый. Если правительство всё-таки введёт новую рабочую неделю, то работодатели не позволят заработать людям за четыре дня такую же сумму, как за пять. Чтобы не потерять в деньгах, придётся работать не восемь часов в день, а целых десять, – считает Александр. – При таком режиме можем забыть об увеличении производительности труда. Конечно, может произойти и наоборот: внесут поправки в Трудовой кодекс о снижении 40-часовой недели, что отрицательно отразится на зарплате».
От четырёхдневки выиграют только те, кто трудится в государственном секторе и на крупных предприятиях, где соблюдают контроль трудового законодательства. Большинству же работников малого и среднего бизнеса следует готовиться к росту неформальной занятости, совместительства, переводу на нестандартные контракты. Кроме этого, пострадают школы и больницы, где до сих пор не хватает учителей и врачей. В этих сферах просто невозможно увеличить производительность при снижении рабочего времени.
Что скажет народ?
Ранее информационное агентство «Информ Полис Online» провело голосование, чтобы выяснить, готовы ли жители Бурятии к введению «четырёхдневки». Большинство людей, принявших участие в опросе – 290 человек из 400 (или 72,5%) – ответили утвердительно. Вариант «нет» выбрали 89 респондентов (22,3%), а ещё 21 (22,3%) признались, что им, в общем-то, всё равно.
Мама троих детей Галина Лямзина из Улан-Удэ считает, что четырёхнедельная рабочая неделя только на руку государству и бизнесменам.
«Я помню, что несколько лет назад уже хотели сократить неделю для женщин, но в итоге ничего не случилось. Сейчас правительство настроено более решительно. И, кажется, понятно почему: чем больше у нас выходных, тем больше мы ходим в кафе, кино и торгово-развлекательные центры. Работающему человеку просто не хватает на это времени. В итоге он платит меньше НДС», – поделилась Галина.
У диспетчера такси Екатерины Тининой на этот счёт противоположное мнение. Женщина думает, что четырёхдневная рабочая неделя не только снизит стресс, но позволит проводить больше время с родными.
«В первую очередь нужно сократить неделю для матерей и людей предпенсионного возраста, – говорит Екатерина. – По себе знаю, что тяжело совмещать работу и воспитание ребёнка. Я работаю шесть дней в неделю, вижу детей не так часто, как хотелось бы. Все утренники и школьные собрания выпадают на будние дни. Времени на них совершенно не находится».
Смотрите также:
- Детектор лжи и «слив» информации. Что сейчас известно о ДТП под Батурино? →
- В правительстве Бурятии произошли кадровые перестановки →
- 30 тысяч жителей Бурятии не могут вылететь за границу →