Похоронили и забыли. Лама рассказал, как буддисты относятся к смерти

В любой религии важное место занимают представления о смерти и том, что после. Правда ли, что буряты - буддисты почти не ходят на кладбища, потому что для них главное - душа, а тело - только временная оболочка? Выясняли корреспонденты bur.aif.ru.

   
   

49 дней после смерти

«Буддисты верят в реинкарнацию после смерти, тело — только временная оболочка, а душа раз за разом перерождается, — рассказывает первый заместитель настоятеля иркутского дацана „Гунга Чойлин“ Содбо лама, — Перед тем как обрести новое тело 49 дней душа находится в других мирах. Круговорот смертей и рождений называется колесом сансары».

Буддистское учение выделяет несколько этапов смерти: сначала в теле поочерёдно иссякают энергии пяти первоэлементов: Земли, Воды, Огня, Ветра и Пространства. Земля растворяется в Воде, вода в Огне и так далее.

Считается, что, когда душа окончательно покидает тело, но она ещё не понимает этого. 49 дней — это период, за который сознание переживает семь распадов (каждый длится максимум семь дней). Душа посещает три мира благих рождений — богов, полубогов и людей, — и три неблагих: животных, голодных духов и адских существ.

В седьмую неделю душа обретает новую оболочку. В зависимости от кармы, то есть от того, насколько правильно была прожита предыдущая жизнь, умерший воплощается в одном из этих миров. И очищает свою карму через страдание.

«В мире животных душа будет страдать от неведения, в мире духов — испытывать постоянный голод, в мире адских существ — страшно мучиться. После очищения кармы при следующем обороте колеса сансары душа сможет обрести более благое рождение», — продолжает Содбо лама.

Что происходит с человеком после смерти

«Главное для буддиста не тело, которое после смерти человека представляет собой, грубо говоря, просто кусок мяса. Молиться следует за душу, чтобы следующее её рождение было благим», — наставляет священнослужитель.

Наивысшее благо — вырваться из круга перерождений, то есть стать просветлённым, Буддой, достичь состояния нирваны. Тогда душа перестанет страдать.

   
   

Над телом проводят заупокойный обряд, по-бурятски он называется Хуга-намши. Его надо провести в период 49 дней, это призвано помочь душе умершего осознать расставание с телом, что бывает непросто в случае резкой, преждевременной смерти.

Преждевременная смерть связана с влиянием злых духов. Их восемь видов: одни приносят болезни, другие истощают удачу и так далее. Защитой от этих духов служит положительная карма.

Молебны друзей и родных помогают душе ориентироваться в мире, так как утратив органы чувств и связанные с телом каналы энергии, она перестаёт воспринимать солнечный и лунный свет. Также различные обряды могут повлиять на то, кем переродится умерший.

Защита от плохой энергии

«Правила буддийских похорон зависят от традиций, заложенных местным великим ламой. В Бурятии свои набор и последовательность ритуалов приняты в каждом районе, — рассказывает настоятель Курумканского дацана Гандан Ше Дувлин» Еши Намжил лама. — Выбор дня похорон, направление, в котором умершего нужно класть головой, цвет ткани, которой нужно укрыть грудь — такие вещи зависят от множества факторов: года рождения, причины и обстоятельств смерти«.

Раньше ламы просили у духа-хозяина местности разрешения на захоронение здесь умершего. С такой просьбой может обратиться и самый старший участник из копальщиков, поднеся местным божествам нетронутые продукты.

Дни копания могилы, похорон выводят по лунному календарю. Если упрощать, то лучшие числа — те, что заканчиваются на 7, худшие — на 9. Также плохо начинать с похорон месяц или неделю.

Многие ритуалы, направлены на защиту родных и близких умершего. Буддисты верят: когда сознание отделяется от тела, от него исходит негативная энергия, обусловленная гневом или привязанностью. Это может грозить родным болезнью или даже смертью. Поэтому ламе запрещено прикасаться к мёртвому телу, а женщинам участвовать в похоронах — им можно только пройти в процессии до границ населённого пункта. Беременным и детям до 3-х лет нельзя находиться в одном доме, в одной ограде с покойником.

По этой же причине места захоронения посещать не принято. Их стараются делать в отдалении. Если дорога на кладбище пересекает водоёмы, даже высохшие, нужно использовать специальные обереги от змееподобных духов — нагов.

«Во время похорон не рекомендуется плакать, причитать, громко разговаривать, ругаться, — перечисляет Еши Намжил лама. — Абсолютно недопустимо пить спиртное. Самая лучшая помощь — начитывание мантры „Ом мани бадме хум“».

Часть хороших вещей, одежды умершего священнослужитель советует подарить нуждающимся, а также купить что-нибудь значимое, святое для дацана.

«Место погребения большого значения не имеет. Раньше тело просто оставляли в лесу на съедение хищникам, а в Тибете относили на скалу, где жили грифы. Сегодня российские буддисты, в основном, предают умерших земле или кремируют. Но, в сущности, это не важно, ведь тело — лишь временная оболочка. Похоронили и забыли. Главное — помочь душе обрести благое рождение», — резюмируют священнослужители.