Трудности службы. Как в Бурятии защищают права участников СВО

Около 60% обращений, поступивших омбудсмену в 2022 году, было связано с участием жителей региона в специальной военной операции. © / Густаво Зырянов / Сиб.фм

Уполномоченный по правам человека в Бурятии Юлия Жамбалова отчиталась перед депутатами Народного Хурала о своей работе за прошлый год. Около 60% поступивших омбудсмену обращений было связано с участием жителей региона в специальной военной операции. С какими трудностями сталкивались военнослужащие и их родственники, читайте в материале bur.aif.ru.

   
   

Не хватает доказательств

«Из 1901 обращения граждан в прошлом году 1116 касались прав участников СВО и членов их семей, а также солдат-срочников, – рассказывает омбудсмен».

Через неделю после начала спецоперации в Улан-Удэ открылся консультативный центр для родственников военнослужащих. В первый же день на приём пришли около 200 человек.

Одна из проблем, с которой в течение всего срока проведения СВО жители республики обращаются к уполномоченному, – долгое отсутствие вестей от военнослужащих. А кто-то получил весточку и о том, что близкий человек попал в плен. В таких случаях Юлия Жамбалова направляет запросы Уполномоченному по правам человека в РФ, министру обороны России и главе региональной делегации Международного Комитета Красного Креста.

«Многие пленные в результате обмена уже вернулись домой, хотя, к сожалению, не все, – говорит уполномоченный. – Недавно, 27 апреля, двое наших земляков прибыли на родину в составе группы из 40 освобождённых пленных. Автобусом их доставили в Белгородскую область, а оттуда самолётом в Москву. Получив медицинскую и психологическую помощь, они вернутся к родным».

Процедура присвоения статуса военнопленного довольно сложная, отмечает Юлия Валерьевна. Так, к ней обращались члены семей участников СВО, которые уверены, что их родственники живы и удерживаются украинской стороной, но, чтобы включить их в список Минобороны на обмен пленными, не хватает доказательств. В такой ситуации, например, оказалась мама военнослужащего из Кяхты. Официально её сын пропал без вести, но женщина убеждена: он находится в плену.

Порой граждане жалуются на то, что им не отвечают командиры подразделений, где служат их родные.

В ноябре 2022 года после обращения уполномоченного по правам человека в военную прокуратуру врио командира одной из бригад, действующих в зоне СВО, внесли представление и обязали дать родственникам военнослужащего письменный ответ.

Исправляя ошибки

Большой вал обращений был связан с вопросами частичной мобилизации. Родственники мобилизованных жаловались, что на военную службу отправляли граждан с хроническими заболеваниями, многодетных отцов, студентов, ограниченно годных. Всё из-за устаревших данных в военкоматах о составе семьи и категории годности.

   
   

В результате, по данным правительства Бурятии, уже 23 сентября, спустя два дня после начала мобилизации, с призывных пунктов и из воинских частей отпустили 70 жителей республики, мобилизованных по ошибке.

Кроме того, уполномоченный по правам человека поддержала в суде двоих граждан с бронью, призванных на военную службу. Они уже находились в зоне СВО, когда суд обязал военкомат и Минобороны вернуть их домой. Ещё один мобилизованный обратился к Юлии Жамбаловой с жалобой, что его отправили служить в танковую бригаду, тогда как он зенитчик. После вмешательства уполномоченного бойца перевели служить по военно-учётной специальности.

В конце 2022 года было много жалоб на то, что мобилизованным и контрактникам не поступали денежное довольствие, «боевые» выплаты в связи с ранением. Омбудсмен обращалась в военную прокуратуру, и тогда выплаты производили. Удалось добиться положительного решения и по всем проблемным вопросам, связанным с устройством детей участников спецоперации в детсады и школы

Справка

Приём граждан в аппарате Уполномоченного по правам человека в Бурятии идёт по будням по адресу: Улан-Удэ, ул. Ербанова, 7. Также можно обратиться по телефону 8 (3012) 21-46-45 или через электронную почту priem_upch@govrb.ru.