Вслед за солнцем! Что означает бурятский народный танец ёхор

Без этого танца не обходится ни один национальный бурятский праздник. © / Правительство Иркутской области

Один из символов национальной культуры бурят — круговой танец ёхор. Его первые упоминания в этнографических исследованиях относятся к XVIII веку. Как и где танцуют ёхор сегодня, читайте в материале bur.aif.ru.

   
   

Что такое ёхор?

Этнограф и краевед Николай Щукин в 1849 году писал в своём очерке «Буряты», как мужчины и женщины, взявшись за руки, становятся в круг, запевала заводит песню, хоровод начинает двигаться медленно, затем ускоряется, элементы танца повторяются всё быстрее и быстрее, шаги превращаются в прыжки, и все подпевают «ёхорь, ёхорь ёхороо, ёхороо, ёхороже надыйе». Бурятский этнограф и фольклорист Матвей Хангалов в XIX веке также описал этот танец, называя его «хатарха» или «хатарпаадан» — так народный хоровод называли прибайкальские буряты.

Сегодня мало кто знает происхождение этого танца. Матвей Хангалов считал, что оно связано с древней облавной охотой зэгэтэ аба («облава росомахи»). Это термин, обозначающий вид коллективной охоты у бурят, в частности, у племени хонгодоров. Группы людей устраивали облаву на добычу, подобно тому, как росомаха охотится на своей территории.

По мнению Хангалова, традиционно круговой танец бурят, ёхор, имеет трёхчастную структуру с постепенным ускорением темпа от медленного к быстрому. Он связывал три части кругового танца хатарха с тремя периодами общинной облавной охоты, составив своеобразную модель танца, воспроизводящего всю последовательность охоты.

Известно, что в прошлом охота «зэгэтэ аба» устраивалась с целью захвата чужих земель. Возможно, ёхор был одной из форм обучения военным действиям, направленным на защиту своего рода, а значит — это мужской воинственный танец. Однако сегодня его танцуют всем миром — мужчины, женщины, дети.

   
   

Ёхор исполняется под дружный напев и символизирует вращение солнца и поклонение небесному светилу. Танцуя, люди погружаются в атмосферу духовного единения. Движения танца несложные, но вся сила его — в энергетике, когда, взявшись за руки, символизируя солярный круг, участники чувствуют себя частью целого.

Этот танец с древности исполнялся и во время тайлганов — родовых молебнов. Он являлся и является неотъемлемой частью этого важного для бурят события.

Где потанцевать?

В наше время увидеть ёхор и даже поучаствовать в нём можно во время национальных праздников. Ежегодно во многих районах Бурятии, Иркутской области и Забайкальского края летом проходит Сурхарбан, зимой празднуют Сагаалган (Праздник Белого месяца). А во время Ёрдынских игр вокруг священной горы Ехэ-Ёрдо в Ольхонском районе собирается самый большой хоровод-ёхор. Обязательное условие этого танца: участников должно собраться столько, чтобы танцующие вокруг горы, взявшись за руки, могли сомкнуть хороводный круг вокруг нее. Если круг не смыкался, игры считались неудачными — соответственно, год признавался неудачным, не несущим людям счастья и благ. Ходят легенды, что в отдельные годы количество танцующих на праздниках было так велико, что образовывали три и даже четыре круга вокруг сопки, а за время праздника танцоры снашивали по нескольку пар обуви.

Ещё один праздник, который не обходится без танца-хоровода настолько, что его даже называют «саламатным ёхором», — Зоохэй наадан («праздник сметаны», игры со сметаной). Во главе праздника традиционное блюдо — сваренная на жирной сметане мучная каша «саламат» (Шанаhан зоохэй), ей угощают всех собравшихся на гуляния.

Сметанная каша-саламат на зоохэй наадан одно из главных блюд, но не единственное. Фото: bur.aif.ru/ Алёна Шипицына

Наш корреспондент не раз наблюдал, как проходит Зоохэй наадан в Аларском районе Иркутской области. Приготовления начинаются накануне — несколько женщин ходят по селу и собирают продукты. На саламат берут свежую сметану и муку, кроме того, жители охотно сдают яйца, сахар, масло для выпечки и разных других угощений. Ночью активисты села пекут булочки, варят компоты, готовятся к празднику.

Мероприятие начинается на следующий день. Оно проходит на природе под жарким солнцем. В специально отведённом месте, как правило, на большой поляне устанавливается сцена, начинается концерт народных коллективов и самобытных исполнителей. Также проводятся разные конкурсы для детей и взрослых, спортивные игры — национальная борьба, волейбол, футбол, гиревой спорт, шахматный турнир, «Шагай наадан» (игра в кости), конные скачки.

Праздник проходит ярко в любую погоду. Фото: bur.aif.ru/ Алёна Шипицына

Неподалёку устанавливают палатки для угощений, казаны, где готовят хошхоног (блюдо из бараньих или конских кишок), умелицы плетут и варят косу из бараньих внутренностей, пекут традиционные бурятские блины — тогооной бэлины. Обязательно варят буузы (позы).

Традиционно Зоохэй наадан проводился после окончания полевых работ, обозначая завершение важного этапа и наступление более спокойного периода. В наши дни мероприятие проводят в конце августа. Когда торжественная часть, состязания и церемония награждения заканчиваются, участники и зрители расходятся по домам. Однако праздник на этом не завершён — народ собирается снова, когда начинаются глубокие сумерки.

Мунгаалдан — кто кого перепоёт

Вот тут и начинается главное веселье. На саламатный ёхор съезжается молодёжь из окрестных сёл и деревень. Ёхор танцуют до упаду. Разжигают костёр, вокруг него устраивают игрища.

Одним из развлечений является мунгаалдан (хухалдаан) — кто кого перепоёт. В дело вступает не только молодёжь, но и люди почтенного возраста. Зачастую именно представители старшего поколения становятся победителями, ведь они являются главными носителями культуры, хранителями традиций.

Опытные танцоры всегда подскажут движения тем, кто танцует ёхор впервые. Фото: bur.aif.ru/ Алёна Шипицына

Во время ёхора молодые люди присматривают невест, случаются судьбоносные знакомства. Нередко бывало, что девушку похищали прямо на глазах у родни. Поэтому подростки на празднике выступают в роли охраны, внимательно следят за представительницами своего рода.

В Бурятии с 2008 года проходит фестиваль «Ночь ёхора», он основан на традициях «саламатного ёхора». Фестивальная программа «Ночи» состоит из нескольких частей. Конкурсная программа включает участие самодеятельных и профессиональных коллективов со всех концов Бурятии, а также представителей Иркутской области и Забайкальского края, представителей бурятских землячеств из Нерюнгри (Якутия) и других городов и стран. Ежегодно это около десяти самобытных коллективов.

Традиционно победителей определяет компетентное жюри в составе известных музыкантов, композиторов, актёров, деятелей науки и искусства. Победителям вручается тарасун — бурятский традиционный молочный напиток и живой баран. На каждом фестивале есть возможность выучить несколько куплетов известных ёхоров и разучить танец под руководством профессиональных артистов театра.