Замуж ходили за своих, верили повитухам. Как живут старообрядцы за Байкалом

Руководитель общественной организации «Общество культуры семейских Республики Бурятия» Сергей Петрович в музее-усадьбе. © / предоставлено АиФ-Бурятия героем публикации.

В Бурятии проживает около 200 тысяч семейских - потомков русских старообрядцев. Их сослали сюда два с половиной века назад. На сегодня это современные люди, которые ещё сохранили свою веру, культуру и традиции. 

   
   

Руководитель общественной организации «Общество культуры семейских Республики Бурятия» Сергей Петров рассказал корреспонденту АиФ-Бурятия, как сейчас живут старообрядцы и какие традиции сохранились. Подробнее в материале bur.aif.ru.

Усадьбе уже 140 лет

В 1765 году Екатерина II сослала старообрядцев в Байкальскую Даурию. Их расселили в основном в Мухоршибирском, Бичурском, Заиграевском и Тарбагатайском районах республики Бурятии.

«Нас селили в Тарбагатае, Бурнашёво, Большом Куналее, Десятниково. Село Нижний Жирим основали именно семейские. Одним из основателей был мой предок Афанасий Петров, высланный из Винницы, сейчас это территория Украины. В 1885 года мой прапрадед Родион Петров построил усадьбу, которая стоит по сей день. Её отреставрировали и в 2021 году открыли как музей-усадьбу», - рассказал Сергей Петров. 

Сегодня Бичура - самый крупный населённый пункт, где проживают семейские и в каждом есть еще свои фамилии. Например, в Нижнем Жириме в основном можно услышать про Петровых, Калашниковых, Русиных, Шилиных, Макровых, Пакацких, Ревцовых. 

Сергей Петров поделился, что в Российской империи старообрядцев насчитывалось десять миллионов, а сегодня их два миллиона.

Если раньше «семейский» и «старообрядец» означали одно и то же, то сейчас «семейские» - это термин, указывающий на этническое происхождение, а «старообрядцы» - на религиозное. На сегодня воцерковлённых старообрядцев в республике осталось около 10 тысяч. 

   
   

Отличия старообрядцев от православных 

Старообрядцы крестятся двумя перстами, кресты у них восьмиконечные, а у женщин крестики украшены лепестками. Во время земных поклонов семейские используют подручники  - это тонкая подушка для рук и головы. 

«У нас есть лестовки - это молитвенные чётки. Они символизирует лестницу духовного восхождения с земли на Небо. Они сделаны из кожаных бусинок и состоят из 109 ступеней-бобочек, - пояснил Сергей Петров.

Что касается крещения, то у старообрядцев принято погружать человека в купель полностью с головой три раза. Имена детям дают по святцам. Мальчикам выбирают имя в течение первых восьми дней, а девочкам – в пределах восьми дней до или после даты рождения из-за того, что женских имён мало. 

«У нас пока ребёнок не появился на свет, нельзя покупать детские вещи, иначе можно беду накликать. Раньше после рождения мать с ребёнком до 40 дней находились за шторкой в доме. На младенца могли посмотреть только свои. Считалось, что чужие могут сглазить. И до 40 дней крестят новорождённого», - поделился Сергей Петров.

Благодаря крюковому знаменному пению старообрядцы сохранили семейские многоголосые распевы.

«У нас древнее крюковое церковное пение называют знамена. Поют мощно и поэтому по-другому воспринимается молитва. В каждом регионе свой распев. Сейчас поют московский крюковый распев, а наш семейский, к сожалению, утерян», - поделился Сергей Петров. 

Слева направо: семейский костюм Мухоршибирского, Бичурского и Тарбагатайского районов. Фото: предоставлено АиФ-Бурятия героем публикации.

Когда наступает четверг Страстной седмицы, семейские обязательно делают масштабную генеральную уборку. Впрочем, у большинства жителей России эта традиция сохранилась. К Пасхе старообрядцы собираются всей семьёй и красят яйца. А ещё обязательно идут на кладбище и по традиции оставляют там еду.  У православных (новобрядцев) не принято оставлять пищу на могилах, хотя многие до сих пор так делают. 

Ещё у семейских крест над могилой ставят не как в православии - у изголовья, а в ногах покойного. Раньше во время похорон всегда присутствовали плакальшицы. Они плакали в голос и причитали через песни. 

Вся деревня «стояла на ушах»

«У нас была очень сильная народная медицина: костоправы, травницы, бабки-повитухи. Последних в 1940 году было около двух тысяч. В советское время, согласно статистике, до 1940-х годов на первом месте по рождаемости в республике были буряты, затем остальные. Но во многих сёлах была высокая смертность, а у нас почти все выживали и прирост населения был в два с половиной раза», - рассказал Сергей Петров. 

На манекене семейский костюм бабушки Сергея Петровича. Костюму более 100 лет и сделан он из прочного китайского шелка. Фото: предоставлено АиФ-Бурятия героем публикации.

Ещё одна традиция семейских - помнить предков. Им до седьмого колена нельзя вступать в брак с родствениками, иначе будет кровосмешение. Чтобы этого не допустить, они вступают в браки с семейскими из других регионов или с представителями бурятского народа, принявшими их веру. 

«Помню, когда двоюродная сестра выходила замуж за бурята, так вся деревня "стояла на ушах", так как он должен был принять нашу веру», - вспоминает Сергей Петров.

Жителям старообрядческих деревень удалось сохранить уникальный диалект. Старорусский говор используют в основном пожилые люди в Бичуре: «Что куды пошёл» – «куда пошёл», щи (суп) – шти, бульба – картошка, полотенце - рушник. Ещё семейские принесли современное возделывание земли, а именно плуг и за счёт этого повысили урожайность.  

Возрождение старообрядчества в Бурятии идёт тяжело. Не хватает священников. Если раньше в церковь ходили всем селом, то сейчас мало кто. 

В 2001 году в Париже традиционной культуре семейских Забайкалья присвоили статус «Шедевр устного нематериального культурного наследия человечества» ЮНЕСКО и такой же статус есть только у якутского героического эпоса Олонхо.