Эпос о Гэсэре, мифы о сотворении мира и сути вещей – стоит ли переосмыслять все эти древние истории или нужно сохранить их и передавать из поколения в поколение в изначальном виде? Современные художники из Бурятии пошли по первому пути, отразив в своих работах любовь к своей родине, её культуре и истории – но в современной интерпретации. Подробности в материале bur.aif.ru.
Головы из «Гэсэра»
«Всё моё творчество связано с мифологией и фольклором, и эта любовь у меня с детства: бабушка и дедушка рассказывали много сказок, поверий, каких-то страшных историй. Да и дядя тоже любил напугать байками о злых духах, – делится художник Амгалан Ринчинов. – И на протяжении всей своей творческой карьеры я как художник пытаюсь оживить эти истории. Это не просто страшные сказки: это история моего народа, которая творилась, когда её невозможно было зафиксировать в современном понимании, записанная моим творческим языком».
О бурятских поверьях художник рассказывает на примере своих работ. Например, скульптура «Сторож» представляет собой несколько ёмкостей с оскалившимися лицами, внутри которых засыпана соль.
«Это отсылка к истории про магические бытовые предметы, которые стерегут дом или пищу с оскалом сторожевой собаки, – говорит Амгалан Ринчинов. – Например, моя бабушка называла «сторожем» большую деревянную ложку. И, когда ей нужно было отойти от кроватки с маленьким ребёнком ненадолго, она оставляла её рядом – чтобы та оберегала малыша на время её отсутствия. А у её соседки таким «сторожем» была чашка».

Отсылает к бурятской культуре и инсталляция «Сон», представляющая собой не то младенцев, не то куколок бабочек, подвешенных вниз головой.
«Это моя фантазия на тему сна как пространства за пределами нашего понимания, – говорит художник. – В нашей культуре сон и явь – это равнозначные понятия, и, соответственно, я попытался изобразить существ, которые есть в обоих мирах одновременно. В этой работе я использовал войлок. Это традиционный для бурятской культуры материал, и искусство валяния мне передали мать и бабушка. Войлок отсылает к стенкам юрты, отделяющим внутренний мир от внешнего».

Также у Амгалана Ринчинова есть серия керамических «портретов» персонажей бурятского героического эпоса «Гэсэр». Автор изобразил только головы своих героев, используя контрастные цвета и не забывая о потусторонней сущности персонажей, «снабдив» их несколькими парами глаз или чешуёй.
Автор давно изучает мир «Гэсэра», однако это произведение слишком объёмное, чтобы охватить его полностью за один раз.

«Хронологически этот эпос начинается с войны между западными и восточными небожителями: я условно разделяю их на добрых и злых, и злые мне нравятся больше, – делится художник. – Именно с этого я и решил начать серию работ, начинаю этот пантеон богов постепенно выстраивать. У нас достаточно мало иллюстративного материала в бурятском эпосе и легендариуме, поэтому я стараюсь своими усилиями восполнить эти пробелы».
В графических же работах автор постепенно создаёт полноценный бурятский бестиарий – над серией иллюстраций он трудится уже около 5 лет.

«Это мифологические существа, животные и духи, обладающие сверхъестественными способностями, – объясняет Амгалан Ринчинов. – Описаний в легендах о них тоже немного, и мне хотелось бы, чтобы у них появилось и визуальное воплощение. Часть историй иллюстрировать было относительно легко: например, того же Царя птиц или кружащихся в танце Улейских девушек вполне можно себе представить. А вот как, например, выглядит хозяин нижнего мира или дух чумы? И тут уже предстояло дать волю воображению».
Мир за дверью
О более мирском понимании бурятской мифологии говорит художница Аюна Гарматарова. Она уверена, что особенность их мифологии в том, что, с одной стороны, она рассказывает о том, что жить страшно, а с другой – помогает примириться с этим страхом.
«Мир очень неоднозначный и многогранный, и, когда ты живёшь с этим пониманием изначально, ты уже не так боишься».
«Мы с раннего детства живём в мире, где границы постоянно открываются и закрываются и где злые и добрые духи постоянно находятся радом с нами, – говорит Аюна Гарматарова. – Мир очень неоднозначный и многогранный, и, когда ты живёшь с этим пониманием изначально, ты уже не так боишься. Мы понимаем, что человек уязвим и ему всегда приходится защищаться: в древние времена от диких зверей и холода, в наши дни – от современной культуры и информационных потоков. И нужно учиться со всем этим примиряться».
Страх перед неизвестным и попытку защититься от него Аюна Гарматарова воплотила в новом для себя жанре – инсталляции. Она представляет собой белоснежную комнату с дверью синего цвета, у которой стоят сразу несколько топоров.

«У бурятских народов, народов западной Сибири и Севера есть традиция защищать своё жилище именно топором, – говорит автор. – Это было не только важное орудие труда, от которого во многом зависела жизнь человека. Он обладает и мифическими свойствами – шаманы используют его в своих обрядах и ритуалах. Моя бабушка, когда я была маленькой, всегда с заходом солнца ставила топор у калитки – так она защищала жильё от потусторонней силы. И топоры на инсталляции размещены таким образом, чтобы ограничить доступ злых духов к пространству».
Интересно, что все топоры, которые использованы в инсталляции, художница привезла именно из той деревни, где жила её бабушка, – для неё было важно продемонстрировать связь личной истории с культурой народа.
«Также для меня был важен цвет двери – я очень люблю синий и исследую его в своём творчестве, – говорит Аюна Гарматарова. – В бурятской культуре синий – это цвет синего неба и сумерек в степи, который тоже для нас имеет сакральное значение».