Постановки пьес Александра Вампилова в театрах Бурятии удивляют нестандартным подходом. В Бурдраме спектакль «Ууган хубуун» («Старший сын») открывают и завершают видеокадры плывущего на лодке писателя. В Молодёжном театре ставили пьесу «Ваш Вампилов» по дневникам драматурга. О том, как видят знаменитого земляка в республике, корреспонденту «АиФ» рассказали режиссёры.
Парящие в облаках
В Бурдраме с успехом идёт спектакль-комедия «Ууган хубуун» по пьесе «Старший сын». Её премьеру приурочили к 85-летнему юбилею драматурга, с тех пор постановку посетило уже несколько сотен зрителей. Под проникновенную музыку бурятского композитора Сойжин Жамбаловой открывает спектакль сам Александр Вампилов. Перед зрителями выстроены дощатые, качающиеся, как лодка, подмостки, на кирпичную стену проецируются кадры кинохроники. Сердце сжимается от видеокадров плывущего на лодке по Байкалу, как в последний раз, великого писателя.
– Это не первая постановка Александра Вампилова в нашем театре, – говорит художественный руководитель Бурятского театра драмы Саян Жамбалов. – В 70-х годах прошлого века наш театр уже ставил «Старшего сына», а уже в этом веке – «Утиную охоту». Но, честно говоря, особого успеха тогда не было. Я решил снова взяться за «Старшего сына», поставить его на бурятском языке. Есть прекрасный перевод нашего классика, легендарного завлита театра Даширабдана Батожабая. Постановка понравилась зрителям. И не только им, она отмечена на дальневосточном фестивале как лучший спектакль.
Бурдрама представляет нам Вампилова совершенно необычным образом.
– В спектакле звучит драматическая поэзия. А актёры время от времени летают над сценой. Мне захотелось, чтобы был именно полёт, – объясняет Саян Жамбалов. – Ведь и Сарафанов, и Макарская живут иллюзиями. Они уверены, что счастье «где-то там» и его можно найти.
И вот качающийся и трясущийся пол в доме героев превращается в плывущую лодку. Герои спектакля, преодолев первоначальный обман, сталкиваются со всеми проблемами реальной жизни, открывают в себе искренние чувства и обретают настоящую любовь, дом и семью. В финале – в большой экран, на котором опять появляется Александр Вампилов. Образ великого писателя венчает спектакль.
На представлениях можно увидеть много молодых людей – и русских, и бурят. Кто-то наблюдает за ходом спектакля как обычно, а у кого-то надеты наушники. Здесь стараются быть услышанными и понятыми – для всех желающих организован синхронный перевод на русский язык.
«Ваш Вампилов»
В 2017 году в Улан-Удэ прошла премьера ещё одного совершенно неожиданного спектакля – зрители увидели документальную драму «Ваш Вампилов». В спектакле самым непостижимым образом тексты вампиловских пьес переплетаются со строками из писем и воспоминаний. Собрал всё это воедино режиссер Молодёжного театра Артём Баскаков.
– Я начал работать над этим материалом, ещё будучи студентом четвёртого курса режиссёрского факультета ГИТИСа, – рассказывает Артём. – Собирал материалы о самом Вампилове и начал писать инсценировку. А вернулся к этому материалу уже в Улан-Удэ, спустя девять лет. Александр Вампилов – фигура нестандартная, и гений его заключается в том, что он обогнал время. Его, может быть, не так хорошо понимали современники, он в чём-то предвосхитил будущее. Я думаю, что он, в отличие от многих авторов советского времени, очень хорошо чувствовал абсурд и понимал форму театра. Вампилов, думаю, осознавал, что театр должен говорить на каком-то новом языке, открывать его через драматургию.
В постановке Баскакова – четыре разных Вампилова. Несколько персонажей, олицетворяющих автора в разное время, начиная с момента, когда он ввёл активную переписку с завлитом театра им. Ермоловой Еленой Леонидовной Якушкиной. В подготовке материала он использовал тексты из записных книжек самого драматурга.
– Я ни одного слова там практически не придумал, писал инсценировку из его текстов таким образом, чтобы язык автора, его слова звучали в спектакле всегда. А кроме этого, у нас в спектакле есть воспоминания людей, знавших Вампилова лично, общавшихся с ним. Вот таким образом появился этот материал. Зрителю, я думаю, это интересно. Ну, во-первых, люди на самом деле мало его знают, ведь не все читают записные книжки! А Вампилов – это автор мирового масштаба, который нашёл ключ к пониманию человека, его боли, его желаний и мечтаний. И зритель чувствует происходящее одинаково с ним. Александру Валентиновичу было невероятно трудно с признанием и попаданием пьес в театрах страны, вместе с тем спектакли по его произведениям с огромным успехом идут сейчас. Время разное, а темы вечные. Предательство мы всегда будем понимать как предательство, а любовь как любовь – вне зависимости от того, с гаджетом человек в руке или с дисковым телефоном. В этом его сила как драматурга.
Этот спектакль временно не идёт на сцене Молодёжного театра Улан-Удэ, но по-прежнему остаётся в его репертуаре. Артисты планируют продолжить его играть – театральной общественности постановка нравится. Её успели показать на XII Международном театральном фестивале современной драматургии в Иркутске. Артём Баскаков считает эту постановку одной из лучших в своей творческой биографии. Кстати в марте 2023 г. в Мотыгинском драматическом театре совместно с художником Михаилом Кукушкиным режиссёр выпустил премьеру спектакля по пьесе Александра Валентиновича «Двадцать минут с ангелом», теперь это второй спектакль по его текстам в его биографии, и, надеемся, будут ещё.
Кстати
Вампилов: Я русский писатель!
«Аргументы и факты» в Восточной Сибири создали проект, посвящённый жизни и творчеству драматурга. Он называется «Александр Вампилов: Я – русский писатель!» и показывает самые разные грани жизни гения. Мы собрали малоизвестные факты о нём, поговорили с очевидцами и хранителями памяти, отыскали уникальные кадры и собрали всё это воедино.