Примерное время чтения: 4 минуты
377

Дефицитный и дотационный. Каким будет бюджет-2022?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. АиФ Бурятия 17/11/2021

11 ноября в Народном Хурале Бурятии прошли общественные слушания, на которых обсудили бюджет республики на 2022 год.

Почти 84 млрд на год

- На 2022 год доходы бюджета запланированы в размере 83,7 млрд рублей, расходы - 88,6 млрд. Дефицит бюджета составит 4,9 млрд рублей, - рассказал министр финансов республики Георгий Мадаев.

При этом в доходах бюджета только 33,4 млрд рублей - это собственные доходы региона, а 50,3 млрд (60%) - различные дотации из федерального бюджета.

Дефицит бюджета составляет 15% собственных доходов - это максимум, разрешённый законом. При этом по соглашению о реструктуризации бюджетных кредитов он должен быть не более 10%. Покрывать дефицит будут за счёт коммерческих кредитов и выпуска ценных бумаг. Собственные доходы республиканского бюджета - это, в первую очередь, налоги на доходы физических лиц (36%), на доходы организаций (23%), на имущество, включая транспортный налог (14,8%), на товары и услуги (14,4). Все остальные статьи доходов (налог на пользование недрами, штрафы, пошлины и т.д.) составляют значительно меньший процент.

- В целом в 2020 году снижение экономики составило 2,1%. В 2021 году благодаря сдерживающим мерам началось её постепенное восстановление, - отметила министр экономики Бурятии Екатерина Кочетова. - Это положительно скажется на собираемости налогов.

Предполагается, что по сравнению с планом на 2021 год собственные доходы бюджета Бурятии немного вырастут и составят 102,3%. Глава контрольно-счётной палаты озвучил другие цифры (см. комментарий).

Из 88,6 млрд рублей расходной части бюджета на государственные программы по развитию социальной сферы планируется потратить 61,4 млрд рублей (69%). На развитие инфраструктуры заложено 10,9 млрд рублей. На поддержку различных отраслей экономики заложили 5,6 млрд рублей (6% расходов бюджета). Из них 1,2 млрд пойдут на поддержку сельского хозяйства.

Также важно отметить, что 30,7% расходов бюджета (частично они включены в сферы, названные выше) пойдут на д

Добавить бы аграриям и педагогам

Во время обсуждения затронули проблему низких зарплат директоров школ. Чтобы иметь нормальный доход, руководителям образовательных учреждений приходится не только быть администраторами и хозяйственниками, но и вести уроки.

- Директора несут огромную ответственность, в том числе и уголовную. Недавно разговаривал с одной из директоров, она говорит: «Невозможно вести уроки. Я веду урок и всё время думаю: «А как у меня там? А когда я сдам отчёт? А когда я там ещё что-то сделаю». И вот это всё время сидит у неё в голове. А если она не ведёт уроки, то зарплата у неё меньше, чем у обычного учителя, - рассказал депутат Игорь Марковец.

Другой парламентарий Дмитрий Швецов обратил внимание на низкое финансирование агропромышленного комплекса республики.

- Расходы по разделу «сельское хозяйство и рыболовство» в 2022 году на 121,4 млн рублей меньше уровня прошлого года. Удельный вес отрасли в общих расходах республиканского бюджета составляет 1,42%. Необходимо довести этот показатель хотя бы до 3%, - высказался Дмитрий Швецов на слушаниях.

По его мнению, основной упор в финансировании сельского хозяйства надо сделать на одном «прорывном» инвестиционном проекте, а также на «болевых точках»: производстве молока, техническом перевооружении отрасли, поддержке малых форм хозяйствования, круглогодичном обеспечении республики собственными овощами и картофелем.

Каким в итоге будет главный финансовый документ республики, узнаем в ближайшее время. По итогам слушаний депутаты и представители министерств и ведомств рекомендовали Народному Хуралу принять бюджет в первом чтении на сессии 18 ноября, но высказали ряд замечаний и рекомендаций

Комментарий эксперта

Евгений Пегасов, председатель Счётной палаты Бурятии:

Евгений Пегасов, председатель Счётной палаты Бурятии (2021)
Евгений Пегасов, председатель Счётной палаты Бурятии Фото: АиФ

- Собственные доходы бюджета в 2022 году прогнозируются с незначительным ростом в 0,07%. Для сравнения, в бюджете-2021 планировалось, что собственные доходы бюджета вырастут на 2,4%.

Основная причина такого существенного замедления темпа роста - падение планируемых поступлений по налогу на прибыль организаций до 74% от уровня 2021 года.

Занижен прогноз по собираемости налогов на доходы физических лиц - на 300 млн рублей и по упрощённой системе налогообложения - на 50 млн.

У КСП есть замечания к планированию расходов на финансирование охраны окружающей среды, сельского хозяйства, культуры, транспорта, инновационной экономики и т.д. Меры соцподдержки спланированы с учётом инфляции, которая ниже реального роста цен. Есть риск превышения верхних пределов государственного долга.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно