44

Путёвка в жизнь. Качественное образование для детей-сирот

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. «АиФ-Бурятия» 11/11/2020
Вопросы, важные для детей-сирот, обсудили представители профессионального сообщества и сами ребята, которые воспитываются без родителей.
Вопросы, важные для детей-сирот, обсудили представители профессионального сообщества и сами ребята, которые воспитываются без родителей. © / БГСХА

С 5 по 7 ноября в селе Гремячинск прошло большое мероприятие, значимое для всей России - семинар-дискуссия «Дети всей страны». Его главной темой стала доступность среднего профессионального и высшего образования для детей-сирот и тех, кто остался без попечения родителей.

На семинар в Бурятию съехались больше 50 экспертов и участников из разных регионов России, ещё 80 спикеров присоединились к дискуссиям онлайн. Они обсудили проблемы, с которыми сталкиваются выпускники детских домов: от поступления в учреждения образования, адаптации в нём до поиска работы и начала самостоятельной взрослой жизни.

Одним из организаторов масштабного мероприятия выступила Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова - старейший вуз республики, который активно включился в работу по социализации студентов-сирот.

Семинар открыл глава Бурятии Алексей Цыденов. Он отметил, что вопрос образования для всех детей, в том числе оставшихся без поддержки родителей, - самый важный: от того, какую профессию выбрал человек, какие знания и навыки получил и куда пошёл работать, зависит вся его жизнь. Также глава республики заметил, что в регионе появляются новые возможности для поддержки молодых специалистов и об этом важно рассказывать сиротам.

Глава Республики открыл работу семинар-дискуссию.
Глава Республики открыл работу семинар-дискуссию. Фото: БГСХА

- «Земский доктор», «Земский учитель», «Земский работник культуры» - это программы, по которым специалист сможет получить дополнительную поддержку. Важно, что эти профессии можно получить в системе среднего профобразования. Такие кадры, как и, например, строители, очень востребованы. Мы их ждём, - сказал Алексей Цыденов.

Выдержать конкуренцию

Один из инициаторов семинара - всероссийская общественная организация, которая объединяет выпускников детских домов России «Дети всей страны». Её создатель и руководитель Альберт Сарбалаев сам вышел из стен детского дома в Астраханской области. Он не понаслышке знает о трудностях, с которыми сталкиваются сироты, и может рассказать, как с ними справляться. У Альберта два высших образования, в том числе он окончил МГУ, куда поступил на общих основаниях. Сейчас он продолжает учёбу в аспирантуре.

Альберт Сарбалаев, председатель Всероссийского Содружества выпускников детских домов.
Альберт Сарбалаев, председатель Всероссийского Содружества выпускников детских домов. Фото: БГСХА

- Мы не просто так выбрали эту тему для семинара. Наша организация задаёт тренд, что для ребёнка-сироты должно быть первостепенным не жильё, а профориентация, социализация и образование, - подчеркнул Альберт Сарбалаев.

По словам и.о. министра образования и науки Бурятии Галины Фомицкой, в учреждениях среднего профобразования (СПО) региона учатся 1,3 тыс. сирот, ещё более 600 таких студентов в вузах республики.

- При поступлении в СПО все абитуриенты имеют равные условия: чтобы попасть в учреждение, нужно иметь хорошие оценки в аттестате. Приходится констатировать, что не все ребята-сироты могут конкурировать с остальными молодыми людьми по среднему баллу аттестата. Зачастую они идут на ту специальность, где нет конкурса, даже если она им неинтересна, поэтому они с неохотой осваивают знания. Это становится проблемой и для самого студента, и для учреждения, - отметила и.о. главы минобразования. - Это говорит о том, что, если хочешь получить профессию мечты, надо хорошо учиться. Никакие меры поддержки не позволят при плохой учёбе поступить на желаемую специальность.

С Галиной Фомицкой согласен Альберт Сарбалаев. Он отметил, что вопрос, не следует ли ввести льготы для детей-сирот при поступлении в СПО, часто поднимают и на федеральном уровне.

- Я согласен с позицией Минпросвещения РФ, что делать этого не надо. Воспитанники детских домов должны понимать, что в мире есть конкуренция. Если хочешь быть хорошим специалистом, ты должен уметь конкурировать. При этом органы исполнительной власти, руководители учреждений, где живут сироты, обязаны делать всё, чтобы такой ребёнок поступил не по остаточному принципу, как много где сейчас происходит, - констатировал эксперт.

Я б на повара пошёл…

Важный вопрос - профориентация. Как сделать так, чтобы ребёнок из детского дома, у которого перед глазами нет примера родителей, понял, чем он хочет заниматься в жизни? В разных регионах эту задачу решают по-разному, подбирая лучшие практики. Ими участники активно делились на семинаре.

Так, декан факультета педагогики и социальной работы Астраханского государственного университета Галина Палаткина рассказала, что в регионе в этом году запустили новый амбициозный проект.

Галина Палаткина, профессор Астраханского госуниверситета.
Галина Палаткина, профессор Астраханского госуниверситета. Фото: БГСХА

- Кто постарше, помнит, как мы получали удостоверения о рабочей профессии после девятого класса. С подачи активных ребят из отделения организации «Дети всей страны» в Астрахани мы решили поработать с нынешними девятиклассниками и за год обучить их азам профессий, которые дают быстрый социальный рост. Среди них - повар, швея и другие. Педагог, который станет работать с этими ребятами, будет стимулировать дальнейшую учёбу. В итоге выпускники придут в учреждения СПО, уже пощупав профессию руками и поняв, подходит им она или нет, - поделилась Галина Палаткина.

В Иркутской области со старшими ребятами из детских домов работают взрослые наставники. Они в том числе помогают определиться с выбором вуза, техникума или колледжа. Проект «Наставник» запустила в 2015 году исполнительный директор благотворительного фонда «Дети Байкала» Гульнара Гарифулина.

- Сейчас у нас 51 пара детей и наставников (у каждого ребёнка свой значимый взрослый. - Прим.ред.). Наставник - это, прежде всего, друг, который помогает и в выборе профессии. Мы приходим в детские дома, проводим беседы, мастер-классы, ездим на предприятия, чтобы показать профессии в действии. Ребята познакомились с работой фотографа, парикмахера, повара (многие выбирают эту специальность), стилиста; мы были на хлебозаводе, в телестудии, керамической мастерской, драматическом театре, - рассказала Гульнара Гарифулина.

Говоря о профориентации, важно учитывать и другие моменты, например, есть ли в учреждениях СПО общежития. Детский омбудсмен Бурятии Наталья Ганькина отметила, что они есть не в каждом учреждении профобразования республики, и это может перечеркнуть всю профориентационную работу.

Наталья Ганькина, Уполномоченный по правам ребенка РБ.
Наталья Ганькина, Уполномоченный по правам ребенка РБ. Фото: БГСХА

- Дети вынуждены выбирать тот колледж, который предоставит им место в общежитии, а не тот, где учат той профессии, которую он хочет освоить, - сказала уполномоченный по правам ребёнка.

Эксперты также отметили, что в Бурятии нет меры по компенсации аренды жилья для таких студентов. Замдиректора по вопросам опеки и попечительства Центра защиты прав и интересов детей Ирина Меркуль отметила, что республика могла бы инициировать такую практику на региональном уровне.

Работать невыгодно?

В отличие от СПО, при поступлении в вуз у ребёнка-сироты есть льготы. Например, как пояснила Ирина Меркуль, абитуриент может бесплатно отучиться на подготовительном отделении университета, чтобы хорошо сдать экзамены, однако далеко не все подростки, у которых есть это право, им пользуются. Так, в 2020 году на курсы поступили только 0,8% от всех российских выпускников-сирот.

На семинар съехались более 50 экспертов и участников со всей страны.

По словам замначальника управления довузовской подготовки Бурятского гос­университета им. Доржи Банзарова Татьяны Немчиновой, каждый год на подготовительное отделение приходят 50 выпускников школ: если в 2017 году в университет поступали 34% от всех, кто прошёл подготовку, то в 2019-м - 52%. Средний балл абитуриентов-сирот тоже растёт, в том числе и благодаря курсам. Сирот в вуз берут по квотам - им отдают 10% бюджетных мест.

Подняли на семинаре и вопрос трудоустройства. Глава республиканского агентства занятости населения Александр Башкирцев отметил, что сироте невыгодно работать.

- Федеральный закон о соцгарантиях построен таким образом, что если сироте, получившему образование, от 18 до 23 лет, то он, встав на учёт в центр занятости, будет полгода получать пособие размером со среднюю зарплату по региону в 36 тыс. руб. Понятно, что не все работодатели могут платить столько человеку без опыта, - сказал глава агентства.

Эксперты согласились, что эту норму закона надо изменить, разрешив сиротам и работать на небольшую ставку, чтобы приобретать опыт и копить стаж, и получать поддержку. Инициировать изменения можно и на уровне региона.

Комментарий

Первый проректор Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова Бэликто Цыбиков:

Бэликто Цыбиков, первый проректор-проректор по учебно-воспитательной работе БГСХА.
Бэликто Цыбиков, первый проректор-проректор по учебно-воспитательной работе БГСХА. Фото: БГСХА

- Приятно, что именно нам, первому вузу Бурятии, довелось проводить такой семинар. По результатам дискуссий мы предложим резолюцию для изменения нормативных актов в России. Сегодня этих изменений ждут, прежде всего, сами дети-сироты. Все эксперты говорят: «Не надо учить таких детей требовать что-то от государства, надо учить их самостоятельной жизни». Мы постарались разобраться в том, как это делать.

В БГСХА учатся 246 студентов, оставшихся без родителей - 12% от всех учащихся на очном отделении. Это больше, чем в других вузах республики. С прошлого года мы приняли решение давать этим ребятам, кроме высшего образования, ещё и рабочие профессии: агроном-цветовод, садовод, водитель категории Б, флорист, декоратор, агрохимик-лаборант. Это интересная модель, чтобы выпускник-сирота, выходя из стен вуза, обладал большими компетенциями, в том числе рабочими. Не секрет, многие рабочие получают такую же зарплату, как специалисты с высшим образованием, потому что не хватает рабочих рук.

Также мы считаем очень важным момент воспитания, чтобы во второй половине дня студент не был предоставлен сам себе, а занимался творчеством, спортом. У нас четыре творческих коллектива, отдельный тувинский вокальный ансамбль. Мы уделяем большое внимание волонтёрской работе. При нашем вузе создан добровольческий отряд по сохранению и воспроизводству лесов.

 

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах