aif.ru counter
64

«Дистанционка» удалась. Изменится ли система образования после карантина?

Сюжет Коронавирус в Бурятии
Возможно в будущем электронные платформы станут неотъемлемой частью школьного обучения.
Возможно в будущем электронные платформы станут неотъемлемой частью школьного обучения. © / Виктор Крутов / АиФ

Учебный год подходит к концу. Впереди выпускные экзамены, а у школьников и их родителей всё ещё множество вопросов: как будут организованы экзамены, перейдут ли школы на дистанционный формат в будущем.

Эти вопросы корреспондент «АиФ-Бурятия» задал начальнику отдела дошкольного и общего образования министерства образования и науки Республики Бурятия Татьяне Елистратовой.

Школы были готовы

Екатерина Лобан, «АиФ-Бурятия»: Как организовано дистанционное образование в школе сейчас и были ли школы готовы к переходу на такую форму обучения?

Татьяна Елистратова: Школы оказались достаточно подготовлены к ситуации. У нас было много опасений, но мы обошлись минимальными издержками, потому что образовательные организации быстро адаптировались к дистанционному формату, и жалоб было не так много. Более того, у нас со многими из платформ уже было налажено сотрудничество, подписаны соглашения, меморандумы, например, с Яндексом, Учи.ру, SkyEng. Эти связи сыграли положительную роль, позволили быстро и продуктивно выстроить работу.

– Были ли принципиальные сложности у учителей или детей?

– Большой проблемой в первые дни стало взаимодействие с Российской электронной школой (РЭШ), которая позиционируется как образовательный портал для детей с 1 по 11 класс, где содержатся материалы по всем предметам. Огромное количество учителей в начале поставили эту платформу в приоритет. Но в итоге с утра, а особенно после обеда, когда подключилась западная часть страны (разница во времени между Москвой и Бурятией составляет пять часов – Прим.Ред.) сайт не выдержал нагрузки, всё стало «вылетать». В первую неделю с РЭШ всё оказалось очень сложно. Потом школы адаптировались и начали меньше использовать эту платформу, особенно после полудня. 

Мы запустили обратную связь от учителей: просили рассказать, какими ещё платформами они пользуются. Оказалось, практически всеми известными. Педагоги стали отправлять нам ролики, как они создают класс, как выстраивают работу с детьми, выдают домашние задания. Их мы размещали в социальных сетях министерства образования и науки Республики Бурятия. 

Кроме того, у нас много малокомплектных школ и удаленных населённых пунктов. В республике проживают семьи с разным достатком, и у них есть сложности с компьютерами, планшетами, телефонами. Ещё одна проблема – это интернет, потому что не во всех дальних уголках есть качественная интернет-связь. Таких населённых пунктов не так много, и обеспеченность компьютерами и планшетами – не глобальная проблема. Тем не менее, она есть.

Как проблема решается? Учителям, не имеющим своего ноутбука и компьютера, выдали технику школы. С учениками сложнее, проблемы решаются в частном порядке. У нас были прецеденты, даже когда учитель выдавал ученику какой-то свой старенький гаджет. А там, где совсем нет интернета, учатся по обычным бумажным учебникам и с помощью телефонной связи.

Уроки по телефону

– Кому сложнее: учителям, родителям, ученикам?

– Дистанционное обучение – это нестандартная ситуация для нашей обыденной жизни. Но жалоб не так много. Конечно, родителям сложно. Особенно тем, у кого несколько детей-школьников, или дети-дошкольники и школьники. Также непросто родителям, которые сейчас работают, а дети в это время должны дистанционно учиться.

В тех районах, где не зафиксировано вспышек инфекции, в согласовании в Роспотребнадзором было решено разрешить очно-заочное обучение для ребят 9 и 11 классов. То есть, старшеклассники приходят в школу и получают консультации по тем предметам, по которым будут сдавать экзамены. 

В одиннадцати школах, которые находятся в маленьких труднодоступных селах, разрешили очное обучение детям с 1 по 11 класс. Разумеется, соблюдаются все меры предосторожности: дети учатся в маленьких группах в одну смену. 

– Какие предметы сложнее всего преподавать дистанционно и почему?

– Сейчас основная нагрузка на детей – по математике и русскому языку, а также по тем предметам, которые они изучают углубленно. Больше всего времени занимают те предметы, по которым дети начинают подготовку к государственной итоговой аттестации. С другой стороны, есть и плюсы: на дистанционном обучении легче применить к детям индивидуальный подход, дать задания, которые могут восполнить пробелы в знаниях конкретного ребенка. 

– Есть ли дети, которые не выходят на связь?

– У нас и в обычное время есть так называемые «прогульщики» – дети, которые по разным причинам не уделяют школе должного внимания. Это небольшой процент от всех детей – и он сопоставим с процентом тех, кто сейчас не уделяет время дистанционному обучению. Нельзя сказать, что при дистанционном обучении стало больше «прогульщиков». 

Закончим вовремя

– Как вы оцениваете итоги почти месяца дистанционного образования? Что получилось, что – нет, что планируете развивать в дальнейшем?

– В любом случае, ситуация, в которой мы оказались, даст свои положительные последствия, привнесет в дальнейший образовательный процесс больше элементов цифровой среды. Если до этого момента школы больше придерживались классического образовательного процесса, то теперь онлайн-платформы явно станут популярнее. Мы смотрим динамику подключений к различным ресурсам и наблюдаем увеличение количества подключений в разы. Те, кто использовал ресурс один-два раза и увидел в нем какую-то положительную составляющую, скорее всего продолжат это использование.

Кроме того, образовательные ресурсы позволяют закреплять тот материал, который учитель рассказывает детям в обычном классно-урочном формате. Не нужно раздавать бумажные тексты, скрупулезно проверять их: станет привычным и комфортным проводить диагностику знаний при помощи какого-либо из образовательных порталов. Но традиционную систему и живое общение учителя и ученика ничто не заменит, оно останется незыблемым. 

– В какие сроки в Бурятии завершается учебный год? Когда дети будут сдавать ЕГЭ, ОГЭ, ВПР? 

– Мы планируем завершить учебный год вовремя, не досрочно. Но нагрузка не будет такой большой. Ее будут контролировать сами школы на уровне домашних заданий, дополнительного образования, изучения новых тем. Скажем, по физкультуре и музыке домашние задания стали необязательными. 

ЕГЭ и ОГЭ будут проведены согласно федеральному расписанию, ВПР с этого учебного года перенесли на осень следующего. Что касается ОГЭ – мы совместно с Рособрнадзором сейчас прорабатываем вопрос о том, чтобы дети сдавали и математику, и русский язык в своих школах. Это позволит минимизировать риски распространения инфекции. У нас 11 тысяч выпускников девятого класса, и такие меры должны возыметь положительный эффект. 

А в отношении ЕГЭ мы сейчас прорабатываем вопросы соблюдения всех санитарно-эпидемиологических мероприятий. Мы понимаем, что на ЕГЭ пойдет 5,5 тысяч выпускников, и каждый из них будет сдавать от 2 до 5 экзаменов. Всех ребят мы должны обеспечить масками, измерить им температуру, провести дезинфекционные мероприятия, закупить антисептики – все эти санитарные меры требуют дополнительных финансовых вложений. 

Комментарий

Цыренов Владимир, ректор ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики»:

«Несомненно, сложившаяся в мире и стране ситуация с пандемией коронавируса скорректировала содержание нашей деятельности. Преподаватели института находятся в режиме постоянного общения с учителями, это позволяет оперативно снимать возникающие противоречия. Совместно с региональными предметными ассоциациями, профессиональными сообществами учителей-предметников в разных мессенджерах ведется информационная, методическая, консультационная работа.

Мы организовали работу по информированию педагогов об актуальных мероприятиях по дистанционному образованию, которые организуют федеральные издательства и предлагают образовательные сервисы ряда компаний. Например, в образовательном процессе активно используются возможности образовательных платформ, рекомендованных Министерством просвещения РФ и частных компаний: например, «Учи.ру», сервисы компаний «Яндекс» – это «Яндекс.Учебник», «Яндекс.Школа». По статистике компании, задания с использованием сервисов Яндекса в апреле выполняли 22 252 ученика, а выдавал задания 1081 учитель. Еще в марте эти показатели составляли 9553 ученика и 676 учителей соответственно.  

Сервисы отечественных интерактивных образовательных платформ несомненно позволили нам наладить в короткие сроки бесперебойный процесс дистанционного обучения».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах