Ещё весной этого года на XX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества министр просвещения России Ольга Васильева заявила, что российским школам больше всего не хватает учителей математики и английского языка. При этом дефицит педагогов наблюдается повсеместно, не исключение Республика Бурятия.
Спасательный круг
Молодой учитель начальных классов из Заиграевского района Бурятии Саяна Ринчинова работает в школе два года. Она рассказала, что больше половины её одногруппников после выпуска из педагогического университета отказались идти в школу. Они передумали быть учителями сразу после прохождения профессиональной практики.
«Отпугнула бумажная волокита и большая ответственность. Сейчас у родителей огромные требования к педагогам. Кроме этого, никого не привлекает маленькая зарплата», - рассказывает молодой педагог.
По данным министерства образования Бурятии, сейчас республиканским школам не хватает более 500 учителей, при этом скоро цифра вырастет втрое, ведь в регионе активно строят новые учебные заведения. Решать кадровую проблему решили нестандартными реформами.
Министр образования и науки Бурятии Баир Жалсанов сообщил, что в республике планируют организовать образовательный процесс при помощи сетевых форм преподавания - когда учитель вещает через Интернет сразу на большую аудиторию. Министр пояснил, что благодаря этому появится возможность вести уроки сразу в нескольких классах. Уже 95 образовательных учреждений из 13 районов республики поддержали такую форму обучения.
Всё же некоторые из практикующих педагогов нововведение восприняли критически. По их мнению, сетевое образование в школах вряд ли решит проблему с кадрами, а вот ухудшить качество знаний у детей может.
«Ребёнку прежде всего нужна эмоциональная поддержка, живое общение. А если всё будет в Сети, зачем тогда вообще нужна школа? Давайте тогда просто смотреть какие-нибудь видеоуроки в Интернете», - возмущается одна из противниц онлайн-обучения.
Однако её слова не находят поддержку у современных родителей, которые отмечают, что лучше их дети получат знания по Интернету, чем не получат вообще из-за отсутствия педагога в школе. Глобальная Сеть, по их словам, - спасательный круг для школьного образования.
Удачный эксперимент?
Как оказалось, новые формы уроков уже год проводят в Улан-Удэ и пригородах. Так, сетевое образование уже опробировали в городских школах № 38 и № 7, школе № 32 и школах Хоринского района, также эксперимент проходил в Бурятском государственном университете и школах Окинского и Закаменского районов.
Татьяна Митрофанова, директор школы № 32 Улан-Удэ, рассказала, что в их школе проблема с кадрами не критична - на одного педагога приходится нагрузка в полторы ставки. Но в идеале должна быть одна. По её мнению, проблему дефицита кадров надо решать двумя путями. Первое - увеличить бюджетный набор в педагогические вузы и ссузы, второе - вводить сетевое образование. Кроме этого, Татьяна Геннадьевна уверена, что в педагогических вузах нужно совершенствовать методику преподавания - например, увеличить время профессиональной практики.
Запуская сетевое образование, в 32-й школе сначала приобрели специальное оборудование и обучили работе на нём учителей. Их опытом заинтересовались в Хоринском районе Бурятии. В десяти школах этого района обучается около 700 детей, при этом там не хватает 22 учителя. Именно благодаря сетевым урокам ученики из некоторых этих школ, преимущественно малокомплектных, получат доступ к качественному ресурсу образования. В апреле городской педагог из Улан-Удэ провёл для них урок бурятского языка в Сети. На трансляции присутствовал министр образования Бурятии, он отметил, что это один из выходов в решении кадровой проблемы. Осталось только найти финансирование на оборудование и провести Интернет в сёла.