(обновлено )
Примерное время чтения: 10 минут
2305

Один погибший и миллиарды убытков. В Бурятии размыло БАМ, поезда стоят

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. АиФ Бурятия 23/08/2023
Вода размыла 200 метров железнодорожного полотна.
Вода размыла 200 метров железнодорожного полотна. правительство республики Бурятия

БАМ встал как минимум на неделю. Такого не было никогда с тех пор, как в 1984 году основную часть дороги сдали. Бурный поток речки Холодной в 40 километрах от Северобайкальска прорвал дамбу, размыл дороги и насыпь. Двадцатого августа поезда встали. Самое лучшее, на что можно рассчитывать — если дорогу восстановят за неделю. В Бурятии введён режим ЧС. Корреспонденты bur.aif.ru выяснили, что сейчас происходит в районе.

Почему прорвало дамбу

Как маленькая горная речушка может парализовать движение БАМа? Оказывается, может. Более того, «генеральная репетиция» этого ЧП произошла ещё три года назад. Вскоре после того, как хлынувшая через смытую потоком дамбу вода смыла половину города Тулуна в Иркутской области

«Тогда у нас был такой же потоп, дамба низкая, через неё шла вода, затопило автотрассу, — рассказывает «АиФ-Бурятия» житель села Холодное Алексей Ганюгин. — И мы, жители села, тогда обращались в инстанции. Даже простому человеку было ясно что при паводке под угрозой окажется дорога и железнодорожные пути, что и случилось. Надо было засыпать скальником береговую линию, то есть усилить существующую дамбу. Не увидели опасности в подъёме реки, и вот результаты».

Местные только руками разводили — странно, почему не чинят? Оказывается, власти знали, что угрожает БАМу. И даже пытались принять меры. Но... помешал природоохранный закон. И это привело к катастрофе.

Население Северобайкальска - около 24,5 тысяч человек.
Население Северобайкальска - около 24,5 тысяч человек. Фото: АиФ/ Марина Сизова

«Протяженность поврежденного железнодорожного полотна — 200 метров, повреждено 10 опор контактной сети, — сообщает глава Бурятии Алексей Цыденов. — Продолжаются работы по восстановлению дороги к карьеру, восстановлению и минимизации разрушения дамбы. Задействовано 120 человек, 24 единицы техники. Ориентировочный срок окончания аварийно-восстановительных работ — 26 августа. То есть еще неделю БАМ будет стоять! Ущерб для экономики страны от простоя грузов будет исчисляться миллиардами рублей. Плюс расходы на восстановление железной дороги. И нам нашу региональную автомобильную дорогу восстанавливать. Населённые пункты от выхода реки Холодной из берегов пока не пострадали. Ситуации с дамбой на реке Холодной можно было избежать. Но противоречивость законодательства, как бы направленного на защиту Байкала, не позволила этого сделать в прошлом году. Деньги по линии Минприроды России были выделены, но, к сожалению, байкальские ограничительные нормы не позволили провести работы».

Говорят, что из-за законодательства не нашлось ни одного подрядчика на эти работы. Поскольку закон накладывает ограничение на разработку карьеров, весь материал пришлось бы завозить непонятно откуда. На это никто не пошел. Строить дамбы и селезащитные сооружения, проектировать новые дороги в защитной зоне Байкала по закону нельзя и сейчас. Изменения в законодательство только принимаются.

«А мы — люди привычные, выживаем, как можем, — вздыхает Алексей Ганюгин. — Куда деваться? Продуктов в селе пока точно хватит».

В отрезанном водой городе женщина обратилась к врачам с подозрением на обострение аппендицита. Эвакуировать её пришлось санавиацией. Сами жители села Холодное и Северобайкальска добираются до других населенных пунктов, расположенных к востоку, в сторону Уояна, на лодках, вездеходах, УАЗах. Это риск, и сейчас он очень велик. Одну жизнь паводок уже забрал.

«С утра Иван должен был выйти на работу на станции Кичера, — рассказывают родные жителя Северобайкальска Ивана Телешева. — Его довезли до потока воды, и он собирался перейти его пешком. Молодой, сильный. На той стороне ждала другая машина».

Потоком воды парня сбило с ног. Он не смог выбраться и утонул. Жители Северобайкальска сейчас собирают средства на помощь его вдове.

Место происшествия сняли с помощью дрона.
Место происшествия сняли с помощью дрона. Фото: правительство республики Бурятия

В гостиницах объявили скидки

После ЧП Северобайкальск оказался фактически на «осадном» положении. Добраться из города далее на восток невозможно. Единственная ниточка, связывающая город «с той стороной» — это дорога из Усть-Кута. Но и там бунтует река Кунерма, делая автодорогу непроходимой.

«Все поезда, которые идут на восток, доходят только до станции Северобайкальск, пассажиры размещаются у нас в городе, — такое обращение от главы города Олега Котова появилось во всех пабликах города. — Затруднено движение автотранспорта со стороны Иркутской области и есть вероятность, того, что оно тоже будет прервано. Прошу всех соблюдать спокойствие, у нас в городе имеется запас товаров первой необходимости на месяц. Также хочу обратиться к нашим предпринимателям, чтобы цены на товары первой необходимости не поднимали и владельцы гостиниц оставили их на прежнем уровне».

И город сплотился. Этого никто не ожидал, но владельцы гостиниц отказались от дополнительной прибыли — беда вокруг.

Восточнее Северобайкальска поезда не идут.
Восточнее Северобайкальска поезда не идут. Фото: АиФ/ Марина Сизова

«Понятно, что у тех, кто вынужденно задержался в городе, бюджет буквально трещит по швам. Лишних денег ведь ни у кого нет, — говорит Марина Бурлакова, хозяйка гостевого дома «Радуга». — Поэтому мы снизили цену для тех, кто ждёт, когда откроют дорогу. Например, молодая семья с ребёнком платит по 2 тысячи в сутки, а не по 2500. Это значительно! И ребята собрались и поехали на наши знаменитые горячие источники, на Гоуджекит. Когда они ещё побывают на северном Байкале? Парни, которых ждут на работе в Таксимо, а пока туда не добраться, платят всего по 1000, а не 1500. Да что там! У нас сейчас гостят первостроители БАМа из Перми. В семидесятые годы они строили здесь тоннели, вот и решили посмотреть, как выглядит Новый Уоян сейчас. И вот буквально через полчаса после того, как эти люди проехали по железной дороге, посмотрев на места своей юности, неподалеку от Северобайкальска прорвало дамбу! Конечно, всем им скидки. Мы понимаем ситуацию».

А пока люди ждут своей очереди на выезд, их разместили не только в гостиницах, но и на базе детского лагеря.

«Ночами уже холодно, поэтому в лагере подключили обогреватели, — говорит заместитель главы города по социальным вопросам Алексей Купцов. — Оперативно было организовано питание. Всем первым необходимым, водой люди обеспечены. Первую часть отправили с утра поездом. Обеспечиваем транспортом. Вчера всех желающих отвезли в магазины. Сегодня персонально возили в поликлинику для оказания медпомощи. Там круглосуточно есть персонал, который готов помочь. Сейчас занимаемся вопросом, как перевозить их на станцию Кичера».

Материал для ремонта дамбы привезут издалека

Тем временем железнодорожники приступили к ремонту дамбы и «перенаправке» пассажиров. В соответствии с ситуацией и буквой природоохранного закона необходимые 100 тыс. кубометров скальных пород привезут по железной дороге.

«Сейчас проводится отсыпка и восстановление автодороги (необходимо 6 тысяч кубометров), организация подъездных путей, — сообщают в правительстве Бурятии. — Доставка породы осуществляется с карьера Гуоджекит. Начаты работы по срезке провисшего железнодорожного полотна».

Шесть пассажирских поездов направлены в объезд, через Тайшет на западе и Тынду на востоке. В пути пассажирам придётся провести лишние сутки. Тех, кому необходимо срочно добраться до пунктов назначения, отправляют дополнительными рейсами самолётов через Нижнеангарск.

Но всех по воздуху не вывезешь. И как только вода начала понемногу отступать, из Северобайкальска в Кичеру застрявших в пути пассажиров стали отправлять автобусами. За 21 августа удалось вывезти больше 250 человек.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах