В начале июля все, кто причастен к строительству БАМа, отмечали 45-летие с начала строительства магистрали. По этому поводу из Иркутска и Хабаровска навстречу друг другу выехали два юбилейно-эстафетных поезда, главными пассажирами которых стали ветераны бамовцы. Была в иркутском составе и делегация из Бурятии.
По пути до столицы магистрали Тынды - места встречи двух составов было 15 остановок - практически на всех станциях известной во всём мире железной дороги. Везде поезд встречали местные жители, многие из которых сами приехали в сибирскую глушь в начале 1970-х годов, да так и остались здесь, пережив и лучшие, и худшие времена великой стройки. Везде были трогательные встречи, воспоминания и разговоры о возрождении БАМа, праздничные концерты. А в Северобайкальске прошла даже демонстрация строителей Байкало-Амурской магистрали - и прошлых лет, и тех, кто продолжает трудиться здесь сейчас.
Кстати, праздничный поезд от юбилея до юбилея очень ждут и те, кто в нём едет, и те, кто живёт в бамовских посёлках. Особенно таких, где осталось 500-600 человек, как, например, в Магистральном, Ние Грузинской, Ангое. Да и там, где население чуть больше тысячи человек - в Куанде, Новой Чаре, Юктали, приезд эстафетного поезда раз в пятилетку - без преувеличения, самое главное событие в жизни.
Ветераны остаются, молодёжь уезжает
Старшее поколение уезжать с БАМа не хочет. Все, с кем я общалась, говорят, что если не сделали это в 90-е или в начале двухтысячных годов, когда из этих мест был массовый исход, то сейчас тем более не видят в том смысла. И вовсе не по тому, что ехать некуда.
«В последние годы всё здесь изменилось - и экономическое положение, и настроение у людей, даже одеваться мы стали по-другому», - поделился своими наблюдениями бывший комиссар иркутского комсомольского ударного отряда Иван Киселёв, - вместе с женой они возводили посёлок Магистральный, да так и остались там жить. – «А вообще, знаете, у нас никогда не было ощущения, что мы зря строили эту дорогу, даже в 90-е годы».
Об этом же мне говорила и инженер-строитель Антонина Максимова, которая с марта 1978 года работала на бурятском участке БАМа, а сейчас живёт в Улан-Удэ.
«В 2004 году, когда всё было печально, мы сидели без работы и зарплаты, я написала стихотворение, которое начиналось с такой строчки: «Говорят, что БАМ стране не нужен, что дорога эта в никуда…» Но сейчас здесь видно оживление, дорога развивается, работа есть, идёт отсыпка второго пути. Да и населённые пункты меняются к лучшему: в Северобайкальске, где сейчас живут мои дети и внуки, в 2015 году начали сносить щитовые дома первостроителей магистрали, и сейчас город не узнать. Поэтому недавно я кардинально изменила начало того стихотворения: «Знаем мы, что БАМ России нужен, что дорога эта навсегда, только мы живём, не тужим, продолжаем строить города».
Однако молодое поколение, в большинстве своём, жить в милых их бабушкам-дедушкам поселениях уже не хочет. Подростки 14-17 лет, с которыми мне довелось поговорить, мечтают получить среднее образование и уехать в большие, желательно столичные города. Они считают, что делать на малой родине нечего - учиться после школы негде, работы, кроме как на «железке», нет, развлекательная индустрия тоже отсутствует. коммуналка и медицина - в плачевном состоянии. В желании уехать детей поддерживают и родители, которых можно назвать средним поколением бамовцев. Кроме отсутствия перспектив для своих чад, они говорят о плачевном состоянии местной медицины и непомерно дорогих тарифах на коммуналку.
Большая, но не великая стройка
При этом представители власти и РЖД уверяют, что у БАМа - светлое будущее: есть решение развивать инфраструктуру в населённых пунктах, расположенных на магистрали, и в ближайшие пять лет будет потрачен большой объём средств на то, чтобы сделать в них социальные учреждения современного уровня. Да и госпрограмма по модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской магистрали постепенно воплощается в жизнь. Так, 7 июля, в Усть-Куте открыли второй железнодорожный мост через Лену, который увеличит пропускную способность на этом участке в два раза - с 17 поездов в сутки до 25. В открытии моста по видеосвязи принимал участие и президент страны Владимир Путин.
Кстати, если 45 лет назад БАМ строил весь Советский Союз, то сейчас - вся Россия. Здесь работают компании со всей страны - от Калининграда до Дальнего Востока. При этом, по словам прораба-мостостроителя Андрея Герасимова, никакого особого чувства гордости от того, что он продолжает великую стройку, современные бамовцы не испытывают. Тем не менее, он не отрицает, что БАМ и сегодня в масштабах страны - большая стройка.
«Просто нас не видно, мы же не Крымский мост возводим, за которым все следят в режиме реального времени. Мы потихоньку делаем свою работу, делаем второй путь и приближаем его открытие. Хотя хорошего «промоушена» действительно мало, мало говорят о том, что магистраль не умерла, а строится и развивается», - подытожил Андрей Герасимов.