В конце мая – начале июня скотоводы приступают к стрижке овец. Из шерсти этих животных издавна изготавливали не только пряжу для вязания, но и войлок – материал, настолько важный в быту кочевников, что технологию его изготовления включили в перечень нематериального достояния культуры Бурятии. О том, какие обряды сопровождали процесс обработки шерсти, читайте в материале bur.aif.ru.
Главная из пяти пород
В культуре кочевников Бурятии есть важное понятие «табан хушуу мал» – «пять пород скота». Это перечень сельскохозяйственных животных, которые составляли основное богатство народа, – верблюды, лошади, быки, козы и, наконец, овцы. Именно овцы традиционно составляли основу поголовья домашнего скота у коренного населения республики. Как и другие представители «табан хушуу мал», они обеспечивали людей мясом и молоком, но, плюсом ко всему, именно овечья шерсть и шкуры шли в основном на изготовление одежды и самых разных предметов быта.

Шубы, шапки, полушубки из овечьих шкур, а также шарфы, носки, варежки, платки, связанные из шерсти, были в гардеробе всех кочевников. Но самое главное – из шерсти производили войлок, из которого, в свою очередь, делали одеяла, ковры, матрацы и детали для юрты! Получается, что овцы не только кормили и одевали кочевые народы, но и давали им дом. Неудивительно, что войлок буряты считали материалом, дарованным небом, а процесс его производства сопровождался различными обрядовыми действиями.
В разных районах Бурятии разводили свои породы овец: например, в степях преобладали овцы «мясной» породы, а в Присаянье, у гор, были распространены грубошёрстные овцы, с каждой из которых в конце весны можно состричь 3-4 килограмма шерсти. После стрижки овец выгоняли на пастбище, поручив присмотр за ними пастуху, а всё семейство принималось за обработку шерсти. Для начала её сортировали – отбирали шерсть со спины взрослых овец, самую длинную и чистую, а также мягкую шёрстку ягнят. Из этой шерсти изготавливали пряжу для вязания. А вот остальная должна была превратиться в войлок.
Высушить, очистить и взбить
Самое раннее описание катания войлока оставил в своих заметках ещё в XVIII веке известный учёный и путешественник Пётр Симон Паллас. Однако самые подробные «инструкции» принадлежат этнографам и краеведам первой половины XX века – в частности, Роману Мэрдыгееву, а также Лодону Линховоину – отцу легенды бурятской оперы Лхасарана Линховоина.
«Изготовление войлока в традиции всех монгольских народов было важным общественным делом, в котором принимали участие родственники и соседи, – говорит ведущий научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН Марина Содномпилова. – Предварительно шерсть сушили несколько дней на солнце, расстелив её на старой кошме, хубсарах – ковриках из шкур, снятых с ног животного, – или на одеялах. А затем, выбрав тёплый летний день, женщины приступали к взбиванию шерсти».

Прежде чем взбивать шерсть, её освобождали от грязи, травинок, палочек и другого мусора. В процессе использовались прутья haba из веток ивы или черёмухи длиной около метра и толщиной в палец. Вооружившись двумя такими прутами, мастерицы тщательно взбивали шерсть, а затем аккуратно раскладывали её на предварительно смоченной холщовой ткани, шкуре или старой кошме в несколько слоёв такой толщины, какой планировали получить войлок. Лучшую шерсть при этом укладывали в самый нижний и самый верхний слой. Также будущее изделие могли украсить какими-либо узорами, нанести на него тамгу – клеймо или инициалы хозяина.
Благословляя войлок
Учитывая, что изготовление войлока было делом особенно ответственным, оно сопровождалось специфическими обрядами. «Войлок считался предметом священным, спустившимся когда-то с неба. У этого изделия был свой покровитель – заяан, который «отвечал» за успешное войлочное производство, – отмечает Марина Содномпилова. – В этой связи весь процесс находился под наблюдением и распоряжением старшей из женщин. Когда женщины завершают раскладывание шерсти, старуха-распорядительница берёт черепок от разбитого чугунного горшка, кладёт на него горящие угли и насыпает сверху молотый можжевельник, женщины приподнимают кошму с разложенной на ней шерстью. Старуха окуривает кошму снизу. Это действие совершается в целях предотвращения осквернения войлока. Женщины опускают кошму, а старуха капает на шерсть немного тарасуна (молочной водки), приговаривая при этом заклинания-просьбы, обращённые заяану войлока».
Затем расстеленную на кошме шерсть обильно поливали кипящей водой, добавляя в неё немного кислого молока, – такой раствор очищал шерсть от грязи и перхоти. Затем на один конец кошмы клали ровно и гладко выструганное бревно – стержень диаметром около десяти сантиметров – и накручивали на него всё изделие. Концы деревянного стержня должны были выступать за края будущего изделия. Свободный край кошмы подшивали к валу редким швом.
Вал с будущим изделием обвязывали верёвками так, чтобы его могли катать два человека, подтягивая поочерёдно к себе за концы верёвок. Время от времени войлок поливали горячей водой. Так его катали примерно полтора часа, затем переворачивали изделие на другую сторону, снова накручивали на деревянный стержень, подшивали другой край и катали ещё в течение часа.
Войлок, снятый с кошмы, продолжали катать руками уже без деревянного стержня, уделяя особое внимание краям войлока, чтобы они не расходились. Эти края называются «ртами» войлока. Их следовало регулярно зажимать. Зажимая «рты» войлока, невестки верили, что зажимают рот злой свекрови.
Войлоки большого размера катали обычно в степи два всадника. Как пишет Лодон Линховоин, на оба конца вала надевали деревянные кольца с прицепленными к ним верёвками. Всадники закрепляли одни концы верёвок в ушках гужей на хомутах, другие концы верёвок брали в руки и трогались с места, а вал катился за ними. После пяти-шести рейсов продолжительностью два-три километра войлок был готов. Затем его нужно было просушить на солнце – это занимало до трёх дней.

Сегодня войлок в Бурятии изготавливают промышленным образом – такое предприятие, например, есть в Селенгинском районе. Занимаются производством войлока и при Иволгинском дацане. Однако в сельской местности ещё есть мастера, сохраняющие старые традиции ручного изготовления этого материала.