Приближается Пасха, один из главных христианских праздников, которая символизирует воскрешение Иисуса Христа после распятия. А как празднуют её российские старообрядцы, которых особенно много в Бурятии? Читайте в материале bur.aif.ru.
«За Аз единый»
Староверы или старообрядцы в России появились в 1650-х годах. Это были те, кто не принял реформы патриарха Никона, который стремился унифицировать устоявшиеся церковные обряды с современными греческими. Камнем преткновения стали не только вопрос, креститься двумя или тремя пальцами, но и множество других.
Например, поборники старины не приняли четырёхконечного креста, который называли латинским, и настаивали на использовании восьмиконечного (с двумя горизонтальными и одной косой перекладинами).
Бурные дебаты развернулись вокруг того, нужна ли в молитве «Символ веры» буква «а» во фрагменте, где об Иисусе говорится «рожденна, а не сотворенна». Лидеру старообрядцев протопопу Аввакуму даже приписывают призыв пойти на смерть «за аз единый», то есть ради сохранения одной этой буквы. А вот имя Христа староверы наоборот пишут с одной буквой «И».
Тех, кто не смирился с новшествами, преследовали. Они бежали в необжитые места и за границу: в Турцию, в Польшу. Многих ссылали на восток, а кто-то уходил сам . Так как в отличие от каторжников старообрядцы прибывали в Сибирь и Забайкалье целыми семьями, здесь их часто зовут «семейскими».
«Побывал в этих краях и сам Аввакум, – рассказывают в Национальном музее республики Бурятия. – В 1657 году опальный священнослужитель спустился по Ангаре, обогнул в южной части Байкал и переплыл до устья Селенги, достигнув села Посольск (Усть-Прорва) на территории современного Кабанского района Бурятии».
Бурятия вообще стала одним из центров старообрядчества. «Семейские» основали здесь сёла Тарбагатай, Куйтун, Куналей, Новую Брянь. Вплоть до XX века потомки переселенцев сохраняли религиозную и культурную самобытность. Во-многом их потомки сохраняют эти традиции до сих пор.
Правда, в части материальной культуры влияние окружающего населения всё-таки испытали: в одежде к смеси северно-русских, украинских и польских элементов добавились заимствованный у бурятского населения способ изготавливать обувь, стали использоваться китайские ткани. Перенимали староверы от коренных жителей и традиции животноводства.
«Но в главном культура допетровской Руси, принесённая старообрядцами, осталась нетронутой. В 2001 году ЮНЕСКО признала её шедевром устного и нематериального наследия человечества», – рассказывают работники музея.
Когда наступит Пасха у староверов в 2023 году?
Дата наступления церковного праздника каждый год разная. В древности православные верующие для облегчения расчетов использовали особый способ высчитывать даты таких подвижных праздников по руке (так называемая Рука Дамаскина). Некоторые старообрядческие общины применяют эту методику до сих пор.
В 2023 году православная Пасха будет в воскресенье, 16 апреля. У староверов (старообрядцев, «семейских») церковный календарь немного отличается, но Пасху они празднуют в тот же день, что и прихожане РПЦ.
Кстати, от даты Пасхи зависит дата начала многих других важных для верующих дней, например, Вербного воскресенья или Радоницы (Родительского дня).
Традиции празднования Пасхи у старообрядцев
Традиции празднования Пасхи у староверов и РПЦ похожи: Пасхе предшествует 40-дневный пост, а в пасхальную неделю верующие интенсивно убираются в доме, особенно в Чистый четверг. Сам праздник в обоих христианских течениях включает ночные богослужения и крестный ход, верующие в этот день едят куличи, творожную пасху, бьются крашеными яйцами. Но есть и отличия.
Во-первых, старообрядцы – это не единое течение, они разделены на множество «согласий» со своими особенностями. Самые крупные – поповцы и безпоповцы. У последних обряд совсем особенный, ведь в нём не участвует священник.
Во-вторых, отличается сам богослужебный обряд: крестятся двумя пальцами, а не тремя, слово «алилуйя» тоже произносят дважды, а не трижды, отличаются тексты молитв, манера песнопений и так далее.
Крестный ход «обычные» православные и староверы тоже проводят по-разному. Одни обходят церковь против часовой стрелки (и соответственно против Солнца), а другие – по часовой («посолонь»).
В РПЦ освящать праздничную пищу начинают ещё в субботу, а у «семейских» – только после ночного богослужения. Что касается яиц, то староверы считают, что их можно красить только в красный цвет, не признают наклеек и других способов украшения. Но биться крашеными яйцами также любят.
Ещё одна особенность: старообрядческих храмов в России меньше, зачастую они расположены в удалённых поселениях. Поэтому для верующих, которым не удаётся попасть на богослужение, существует вариант помолиться дома. В интернете можно найти рекомендации как это сделать.
Кстати
Кроме России общины староверов существуют в Прибалтике, Молдавии, Казахстане, Польше, Белоруссии, Румынии, Болгарии, Украине, в некоторых странах Северной и Южной Америки и даже в Австралии.