На минувшей неделе в аэропорту Улан-Удэ открыли новый терминал. Что изменилось для пассажиров и экономики республики, а также как себя чувствует авиация региона в целом, разбирался корреспондент bur.aif.ru.
Станет просторнее
У нового здания на 50 % выше пропускная способность. В час через него могут пройти 400 пассажиров на прилёт и 500 на вылет – в два раза больше, чем было раньше.
Это важно, так как масштабы авиаперевозок в Бурятии растут. По данным аэропорта, с января по сентябрь этого года через него прошло на 4 % больше пассажиров, чем за такой же период 2023 года. А всего по итогам прошлого года пассажиропоток через воздушную гавань Улан-Удэ вырос почти на 14 %.
Впервые в аэропорту Улан-Удэ появились телетрапы – «рукава», по которым прилетающие попадают из самолёта не на улицу, а прямиком в здание терминала. А на стенах их будут встречать байкальские пейзажи авторства знаменитого бурятского художника Цыpeнжaпa Caмпилoвa.
Кроме того, подрядчик обустроил новую взлётно-посадочную полосу, способную принимать любые типы воздушных судов.
Как рассказали в Минтрансе Бурятии, строительство терминала началось в конце 2022 года. Этим была занята компания-подрядчик, возводившая более 20 аэропортов в разных регионах России. Их предыдущим проектом был аэропорт Владикавказа. Стоимость строительства составила 3,65 млрд рублей. Большую часть денег выделили Минвостокразвития России и Госкорпорация ВЭБ.РФ.
Старый терминал тоже продолжит работать, сюда будут прибывать международные рейсы, пассажирские и грузовые.
В правительстве Бурятии рассчитывают, что реконструкция аэропорта будет способствовать развитию экономики и туристической сферы региона.
Расширяется и количество направлений, куда можно вылететь из Улан-Удэ. Например, в мае приняли первый прямой рейс из Сочи.
В 7 раз меньше аэропортов
А как живёт авиация за пределами республиканской столицы? По–разному.
В посёлке Нижнеангарск в Северо-Байкальском районе тоже обновляют аэропорт. По словам зампреда правительства Бурятии Евгения Луковникова, сегодня туда летает только малая авиация – самолёты Ан-24 и L-410 или вертолёты. После строительства новой взлётно–посадочной полосы аэропорт должен стать доступным в том числе для самолётов из Москвы. Возможно, вслед за этим на север Байкала станет прилетать больше туристов.
Само здание аэровокзала перестраивать не планируют, ограничатся капитальным ремонтом. Работы должны начаться в 2025 году. Проект обновления аэропорта входит в утверждённый на федеральном уровне мастер-план развития города Северобайкальска.
В другом северном аэропорту, Таксимо, ситуация сложная – здесь деформируется взлётно-посадочная полоса, из-за того что «ползёт» болотистая почва.
«Чтобы поддерживать её в работоспособном положении, нужно подсыпать», – говорил в прошлом году депутат Народного Хурала Сергей Козлов.
Чтобы решить проблему окончательно, здесь тоже нужна реконструкция. Но когда её ждать – непонятно.
Другая беда для местных жителей – доступность билетов. Через Таксимо «на севера» прибывает много вахтовиков, билеты раскупают за месяц. Периодически, особенно в летние месяцы, властям республики приходится выделять деньги на запуск дополнительных рейсов.
Зимой, когда промерзает болотистая почва, осуществляются внутренние авиаперевозки в Баунтовском эвенкийском районе. Их также субсидируют из бюджета республики. Летом же воздушное сообщение здесь отсутствует.
На этом перечень действующих аэропортов заканчивается. Для сравнения, в начале 90-х годов в Бурятии был 21 аэропорт.
«Ранее жители республики летали в Закаменск, Курумкан, Баргузин, Кырен, сейчас таких рейсов нет», – отмечали в июне 2023 года участники круглого стола в Народном Хурале.
Возрождать эти утраченные аэропорты сегодня не планируют. Отчасти – если не для пассажиров, то для грузов и почты – переставшие приземляться здесь самолёты могут заменить беспилотники. Но это – дело будущего.