Примерное время чтения: 4 минуты
1012

Не для слабонервных. Где находится самый опасный мост России

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. АиФ Бурятия 09/04/2025

Мост через Витим, соединяющий Республику Бурятия и Забайкальский край, называют «самым опасным в России». Официально ездить по нему нельзя, но для местных жителей это единственная возможность перебраться с берега на берег. Недавно, впрочем, перед ними забрезжила надежда увидеть наконец надёжное сооружение вместо рискующей обрушиться переправы. Подробности узнал корреспондент bur.aif.ru.

И ныне там

Когда в начале 1980-х годов строители Байкало-Амурской магистрали возводили временный мост через Витим в Муйском районе Бурятии, они не могли предположить, что он, во-первых, переживёт смену веков и тысячелетий и, во-вторых, получит славу самого опасного в стране. Его создавали исключительно на время строительства «постоянного» железнодорожного моста на 160 метров выше по течению. Капитальную переправу через Витим для поездов торжественно открыли в 1989 году, и на этом, казалось бы, жизнь временного моста должна была закончиться.

Однако этого не произошло, и Витимский мост продолжает иллюстрировать поговорку «Нет ничего более постоянного, чем временное». Его никогда не вводили в эксплуатацию, а следовательно, никогда профессионально не ремонтировали и не обслуживали — но при этом местные жители продолжали пользоваться им на свой страх и риск. Более чем полукилометровую переправу высотой 15 метров и шириной 3 метра «подновляли» своими силами и за свой счёт.

В итоге мост выглядит как зрелище не для слабонервных: на нём нет никаких перил и ограждений, какие-то шпалы скреплены между собой, какие-то — нет, из-за чего существует риск провалиться и застрять, а накат из досок сохранился лишь на отдельных участках переправы. В Интернете размещён не один гигабайт видео, на которых водители легковых и грузовых автомобилей, рискуя жизнью, переправляются по полусгнившим брёвнам и шпалам с одного берега на другой. Не останавливает их даже официальный запрет на использование моста, введённый в 2016 году Каларским судом Забайкальского края по иску районной прокуратуры. Ведь люди едут по аварийной переправе не из праздного желания пощекотать нервы: кому-то нужно доставить важный груз, кто-то везёт жену в роддом или пожилого родственника в больницу.

«Когда придётся, тогда и ездим. Вот сейчас гоню машину в Братск правдами и неправдами, уже пятнадцать часов я еду», — говорит житель Забайкальского края Сергей Кастерин. Он признаётся, что мостом пользуется уже не первый раз.

Достояние республики

Чтобы жители двух регионов перестали рисковать жизнью, переправляясь через Витим, мост необходимо отремонтировать — это понимают все. Однако для этого переправа должна получить официальный статус и перестать быть «мостом Шрёдингера», который де-факто есть, а де-юре не существует.

Первые шаги для этого были сделаны в 2020 году, когда администрация Муйского района Бурятии начала процесс передачи бесхозного моста и прилегающих к нему 32 километров дороги от поворота на трассе Таксимо — Усть-Муя до реки Витим в муниципальную собственность. В 2024 году мост передали на баланс района.

«Сейчас мы работаем над передачей всей дороги от Таксимо общей протяжённостью около 60 километров, включая Витимский мост, в республиканскую собственность», — говорит глава Муйского района Бурятии Владимир Дашиев.

Когда мост, отмеченный на популярных онлайн-картах как достопримечательность, официально станет «достоянием республики», правительство региона сможет найти необходимые средства для его реконструкции. Как рассказал во время своей рабочей поездки по району министр по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Бурятии Александр Гоге, учитывая объёмы работ, будет рассматриваться вариант включения объекта в федеральную программу. Несколькими годами ранее правительство соседнего региона — Забайкальского края — оценивало стоимость строительства нового моста через Витим в 1,5 миллиарда рублей.

Кстати, в Муйском районе Бурятии в течение двух лет планируется отремонтировать ещё один мост — через реку Ковокта. Летом 2024 года из-за высокого уровня воды одну из его опор подмыло, и сейчас один из пролётов моста лежит в устье реки, создавая угрозу подтопления ветки БАМа. До 20 апреля обрушившееся строение должны демонтировать. После этого региональный Минтранс займётся составлением контракта на восстановительные работы.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах