Мост через Витим, соединяющий Республику Бурятия и Забайкальский край, называют «самым опасным в России». Официально ездить по нему нельзя, но для местных жителей это единственная возможность перебраться с берега на берег. Недавно, впрочем, перед ними забрезжила надежда увидеть наконец надёжное сооружение вместо рискующей обрушиться переправы. Подробности узнал корреспондент bur.aif.ru.
И ныне там
Когда в начале 1980-х годов строители Байкало-Амурской магистрали возводили временный мост через Витим в Муйском районе Бурятии, они не могли предположить, что он, во-первых, переживёт смену веков и тысячелетий и, во-вторых, получит славу самого опасного в стране. Его создавали исключительно на время строительства «постоянного» железнодорожного моста на 160 метров выше по течению. Капитальную переправу через Витим для поездов торжественно открыли в 1989 году, и на этом, казалось бы, жизнь временного моста должна была закончиться.
Однако этого не произошло, и Витимский мост продолжает иллюстрировать поговорку «Нет ничего более постоянного, чем временное». Его никогда не вводили в эксплуатацию, а следовательно, никогда профессионально не ремонтировали и не обслуживали — но при этом местные жители продолжали пользоваться им на свой страх и риск. Более чем полукилометровую переправу высотой 15 метров и шириной 3 метра «подновляли» своими силами и за свой счёт.
В итоге мост выглядит как зрелище не для слабонервных: на нём нет никаких перил и ограждений, какие-то шпалы скреплены между собой, какие-то — нет, из-за чего существует риск провалиться и застрять, а накат из досок сохранился лишь на отдельных участках переправы. В Интернете размещён не один гигабайт видео, на которых водители легковых и грузовых автомобилей, рискуя жизнью, переправляются по полусгнившим брёвнам и шпалам с одного берега на другой. Не останавливает их даже официальный запрет на использование моста, введённый в 2016 году Каларским судом Забайкальского края по иску районной прокуратуры. Ведь люди едут по аварийной переправе не из праздного желания пощекотать нервы: кому-то нужно доставить важный груз, кто-то везёт жену в роддом или пожилого родственника в больницу.
«Когда придётся, тогда и ездим. Вот сейчас гоню машину в Братск правдами и неправдами, уже пятнадцать часов я еду», — говорит житель Забайкальского края Сергей Кастерин. Он признаётся, что мостом пользуется уже не первый раз.
Достояние республики
Чтобы жители двух регионов перестали рисковать жизнью, переправляясь через Витим, мост необходимо отремонтировать — это понимают все. Однако для этого переправа должна получить официальный статус и перестать быть «мостом Шрёдингера», который де-факто есть, а де-юре не существует.
Первые шаги для этого были сделаны в 2020 году, когда администрация Муйского района Бурятии начала процесс передачи бесхозного моста и прилегающих к нему 32 километров дороги от поворота на трассе Таксимо — Усть-Муя до реки Витим в муниципальную собственность. В 2024 году мост передали на баланс района.
«Сейчас мы работаем над передачей всей дороги от Таксимо общей протяжённостью около 60 километров, включая Витимский мост, в республиканскую собственность», — говорит глава Муйского района Бурятии Владимир Дашиев.
Когда мост, отмеченный на популярных онлайн-картах как достопримечательность, официально станет «достоянием республики», правительство региона сможет найти необходимые средства для его реконструкции. Как рассказал во время своей рабочей поездки по району министр по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Бурятии Александр Гоге, учитывая объёмы работ, будет рассматриваться вариант включения объекта в федеральную программу. Несколькими годами ранее правительство соседнего региона — Забайкальского края — оценивало стоимость строительства нового моста через Витим в 1,5 миллиарда рублей.
Кстати, в Муйском районе Бурятии в течение двух лет планируется отремонтировать ещё один мост — через реку Ковокта. Летом 2024 года из-за высокого уровня воды одну из его опор подмыло, и сейчас один из пролётов моста лежит в устье реки, создавая угрозу подтопления ветки БАМа. До 20 апреля обрушившееся строение должны демонтировать. После этого региональный Минтранс займётся составлением контракта на восстановительные работы.