96

На что жалуетесь? С чем обращаются жители Бурятии к омбудсмену?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. «АиФ-Бурятия» 16/12/2020
В пандемию людей возмущало отсутствие лекарств в аптеках и долгое ожидание скорой.
В пандемию людей возмущало отсутствие лекарств в аптеках и долгое ожидание скорой. / Фото: Юлия Скоробогатова / АиФ

2020 год, названный журналом Time худшим в мировой истории для ныне живущих, добавил забот и тревог аппарату омбудсмена Бурятии, а также местным чиновникам.

Без очных приёмов и проверок

К 1 декабря уполномоченный по правам человека Юлия Жамбалова получила порядка 1200 обращений от жителей респуб­лики. Это на 8% больше, чем в прошлом году, но тематика их не изменилась.

- Особенностью этого года было то, что нам пришлось перейти на заочную форму общения с гражданами - принимали жалобы в письменном виде, по телефону. Но пожилым людям, которые традиционно чаще всего обращаются к омбудсмену, важно не только рассказать о факте нарушения их прав, но и просто поговорить, излить душу. Поэтому многие из них приходили в аппарат уполномоченного и просто требовали личного приёма, - говорит Юлия Валерьевна. - Мы вынуждены были отказывать им и всё-таки принимать заочно.

Кроме того, пандемия закрыла для проверок и инспекций и без того закрытые ведомства и организации - речь идёт об учреждениях системы ФСИН и социальных служб. Выехать в колонию или дом престарелых, как это было раньше, в этом году правозащитники не могли.

При этом большинство обращений (33%), как, впрочем, и всегда, были связаны с нарушением права на государственную защиту: это жалобы на полицию, систему отбывания наказаний, судебных приставов.

На втором месте «по популярности» - жилищные проб­лемы, когда к омбудсмену идут за помощью дети-сироты, бамовцы, жильцы ветхих и аварийных домов, которые не могут реализовать свои права на предоставление новых квад­ратных метров. Кроме того, в Бурятии до сих пор остро стоит проблема узаконивания земельных участков под самовольными постройками. Однако число обманутых дольщиков в республике значительно сократилось.

- Если пять лет назад было много незавершённого долевого строительства, люди выходили на митинги, требуя свои квартиры, то сейчас долгостроев единицы, и по каждому из них работает комиссия при главе республики, - говорит Юлия Жамбалова.

«Пандемия закрыла для проверок и инспекций и без того закрытые ведомства и организации - речь идёт об учреждениях системы ФСИН и социальных службах. Выехать в колонию или дом престарелых, как это было раньше, в этом году правозащитники не могли».

Сложнее омбудсмену помогать людям, несогласным с решениями суда, потому как влиять на суд уполномоченный по правам человека не может. А таких жалоб - каждая десятая, и их число постоянно растёт. Приходится разъяснять людям, как следует действовать, в какие инстанции обращаться.

Волна недовольства в пик пандемии

В пандемию, по словам Юлии Жамбаловой, жители Бурятии жаловались на долгое ожидание скорой помощи, терапевта, результатов теста на COVID-19, нехватку лекарств в аптеках.

- За 10 дней горячей линии мы получили 140 звонков именно по этим вопросам, такая ситуация сложилась по всей стране, - говорит Жамбалова. - Сейчас люди немного успокоились, такой паники нет.

Также коронавирусная инфекция и связанный с ней режим самоизоляции, переход на удалённый режим работы породили много проблем с задержками зарплаты, её сокращением, с необоснованными увольнениями. А многие из тех, кто потерял работу, обращались к омбудсмену просто с просьбой получить хоть какую-то помощь.

- В этот период слаженно сработали все структуры, от которых зависело получение гуманитарной помощи семьям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, - говорит Юлия Валерьевна. - Мы передавали информацию об адресах таких семей, а органы соцзащиты, волонтёры помогали продуктовыми наборами. Порой вопросы решались по телефону за час-два, поскольку не было времени ждать. В то же время были сигналы и от неравнодушных соседей, которые рассказывали, что взрослые пропивают «путинские детские» выплаты, а ребятишкам эти деньги не доходят. Два таких сигнала подтвердились, с родителями разбирались органы опеки.

Также особенностью этого года стали обращения от инвалидов, которые были не согласны с результатами проведённой заочно медико-социальной экспертизы. В трёх случаях омбудсмен добилась очного переосвидетельствования, в итоге человеку присвоили адекватную группу инвалидности.

Всего в уходящем году усилиями именно аппарата уполномоченного по правам человека свои права смогли восстановить около четверти обратившихся граждан.

Кстати

Эффективными помощниками омбудсмена, в том числе в инспекторских проверках соцучреждений или колоний, являются общественные помощники уполномоченного в муниципальных образованиях. Они функционируют в большинстве муниципальных образованиях. Общественные помощники - это депутаты, учителя, общественные деятели, авторитетные люди, которые не только принимают обращения, но и тут же консультируют земляков о перспективах решения их проблем. Первоочередная задача аппарата омбудсмена в наступающем году - расширить институт общественных помощников и создать общественные приёмные уполномоченного в каждом муниципальном образовании.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах