В этом году Улан-Удэнский авиационный завод холдинга «Вертолеты России» ГК «Ростех» отметит свой 85-летний юбилей. Преемственность поколений, сохранение и приумножение традиций во многом помогает предприятию оставаться одним из ведущих в авиастроительной отрасли. В чеcть знаменательной даты расскажем о нескольких трудовых династиях, которые в общей сложности проработали на У-УАЗ уже почти 1300 лет.
С первых дней
В семье Кузьминых-Шишкиных на заводе трудится уже четвёртое поколение, 30 членов династии проработали здесь уже 657 лет. Первое поколение – Сергей Петрович и Александра Васильевна Кузьмины, Виталий Георгиевич и Вера Фёдоровна Шишкины – работали на заводе с самого основания, являются тружениками тыла, внесли большой вклад в становление и развитие завода.
Сергей Кузьмин пришёл на завод в 1938 году в листоштамповочный цех, потом стал начальником технологического бюро. В годы войны трудились не по нормативу, а столько, сколько нужно было для Победы. В 1954 году он был уже первым заместителем главного технолога и одновременно начальником технологического отдела завода. Руки специалиста приложены ко многим изделиям, которые выпускал завод: от авиамотора М-100 и «хвоста» для самолёта Пе-2 до вертолёта Ми-8 и самолёта Су-25. Сергей Петрович отдал заводу более 50 лет, был награждён орденом «Знак Почёта», многими медалями и почётными грамотами, он заслуженный технолог республики. Его супруга - Александра Васильевна пришла на завод в мае 1941 года. Была плановиком, диспетчером, экономистом. Своим трудолюбием и ответственностью нисколько не уступала мужу.
Виталий Георгиевич Шишкин пришел на завод в 1938 года, работал слесарем по изготовлению и ремонту трубопровода. Жена - Вера Фёдоровна 40 лет проработала в административно-хозяйственном отделе предприятия.
Династию Кузьминых продолжили сыновья Владимир, Александр и дочь Татьяна. Шишкиных – дочь Ираида и сын, тоже Владимир. Владимир Кузьмин и Ираида Шишкина сыграли свадьбу, объединив две династии воедино. Их дочь Надежда работает в конструкторско-технологическом отделе, её стаж на заводе 23 года. Внук Антон – слесарь по изготовлению трубопровода на заготовительно-штамповочном производстве и на заводе тоже уже 11 лет.
Приехал с винтовкой в руках
Пётр Картавцев – основатель династии, общий стаж которой на предприятии уже 125 лет. Родился в Москве в 1912 году, работал на авиационном заводе в Москве, там же встретил свою половинку – работницу буфета Машу Куликову.
С началом Великой Отечественной войны оборудование завода эвакуировали в Улан-Удэ. Картавцевы приехали тем же эшелоном. Пётр Алексеевич охранял ценный груз с винтовкой в руке.
Пётр Картавцев просился на фронт, но не взяли – был нужнее мастером сборочного цеха. В 1943 году он умер, и Марии Ивановне пришлось в одиночку воспитывать двух дочерей, свой небольшой паёк делила на троих. Приходилось подрабатывать: вязать носки, шить одежду.
Старшая дочь Раиса в 14 лет пошла на авиазавод полировщицей, в 23 года её жизнь оборвалась. В марте 1958 года с заводом связала свою судьбу и сама Мария Ивановна, став разнорабочей в управлении капитального строительства, затем штукатуром. До выхода на пенсию она проработала 27 лет.
Младшая Галина после школы тоже пришла на завод. Начинала учеником клепальщика, позже работала в пошивочном цехе. Она ударник коммунистического труда, производственные задания выполняла на 120-125%. За два года до этого Галина Петровна встретила свою судьбу - вышла замуж за фрезеровщика Ерофея Ефимова. Без отрыва от производства он учился в вечерней школе и авиационном техникуме, дорос до ведущего инженера–технолога. Оба супруга внедряли рационализаторские предложения.
Так зародилась династия Ефимовых. Их дети продолжают трудовой путь родителей: дочь Татьяна 31 год работает в санитарно-промышленной лаборатории завода, сын Алексей – слесарь-электромонтажник и председатель цехового профкома.
По стопам брата
Династия Коломиных «накопила» уже более 500 лет стажа на предприятии. Сегодня на заводе трудятся 13 представителей.
Основатели династии – братья Иван и Юрий. Иван Филиппович рано пошёл работать, чтобы помочь родителям поднимать младших детей. В 1965 году после армии устроился шлифовщиком в инструментальный цех. Дело своё любил, работал с полной отдачей. Отдал профессии около 50 лет, и даже на пенсии к нему нередко обращались за советом.
Юрий Коломин пошёл по стопам старшего брата. В армии служил связистом, поэтому и на заводе стал монтёром в отделе связи. Параллельно работал и учился, стал начальником отдела, был заместителем председателя профсоюза. Выступал в ансамбле песни и танца «Байкальские зори».
На заводе братья нашли своих жён, вырастили детей и внуков, которые тоже трудятся здесь же: кто в электроцехе, кто в механосборочном, кто плановиком... Внук Ивана Филипповича Александр – неоднократный участник конкурсов профмастерства.
Юрий Филиппович с супругой Марией Григорьевной два года назад отметили золотую свадьбу. Супруги ведут активный образ жизни, ходят в горы, участвуют в лыжных соревнованиях завода. Их дочь Лариса - ведущий инженер-нормировщик, Марина - начальник бюро, а еще председатель женсовета авиазавода.
Вслед за братьями пришла на У-УАЗ их младшая сестра Людмила, работала бухгалтером. Её муж Виктор Соболев был передовиком производства, его имя внесено в Почётную книгу завода.
Реклама.