На днях жителей Улан-Удэ возмутило видео, облетевшее все социальные сети. На нём дорожники заделывали выбоины в асфальте. И всё бы ничего, но заливали ямы смесью песка и воды и ровняли обычной совковой лопатой. Корреспондент «АиФ в Бурятии» разобрался, почему латают трассы зимой и зачем используют такие ненадёжные материалы.
Странные технологии
Мы отыскали автора видео, которое возмутило местных жителей. Валерий Б. лично стал свидетелем того, как ямочный ремонт шёл на одной из дорог города. Технология показалась мужчине уж больно странной и смешной. Он даже предположил, что таким образом дорожная служба сокращает время работ, потому что торопится из-за проверки надзорных органов.
- Это даже не смешно уже. Позорище, - негодует Валерий. - Они песок водой заливают: пять минут - и ремонт закончен. Начальство что ли на подходе? Такие заплатки ведь не продержатся долго - весной их основательно размоет, и на дороге останется не только яма, но ещё и грязь.
И многие жители города с Валерием согласны: со стороны такие работы кажутся дикостью, но в комитете городского хозяйства, который теперь отвечает за ремонт дорог, панику пресекли. Специалисты объяснили, что, хоть для Бурятии такая технология в новинку, она уже давно известна и успешно применяется в других регионах.
- У нас в республике минусовые температуры держатся долго, поэтому можно делать временный ремонт щебёночно-гравийной смесью с добавлением воды. Смесь очень быстро замерзает и создаёт устойчивое нескользкое покрытие, - объяснил председатель комитета городского хозяйства Улан-Удэ Сергей Гашев.
Почему этим занялись именно сейчас? Работы начали изза постановления ГИБДД - во время недавних рейдов среди водителей сотрудники Госавтоинспекции обнаружили на дорогах города несколько опасных ям. Дорожники получили постановление, согласно которому устранить выбоины нужно до конца января. Кстати, Сергей Гашев также отметил, что совсем скоро в республику должна поступить спецтехника, с помощью которой ремонт дорог будет возможен даже зимой при температуре воздуха до минус 25 градусов. А пока техники нет, дорожная служба выходит из положения как может - щебёночно-гравийная смесь позволяет временно закрыть ямы до наступления тепла. Беспокоиться местным жителям, по словам специалистов, вовсе не стоит. Тем более что технология абсолютно безопасна и уже зарекомендовала себя в Якутии и других северных регионах.
Соседи довольны
Сотрудник дорожной службы Якутска Артур Тюрин рассказывает, что зимний ямочный ремонт щебёночно-гравийной смесью с водой успешно применяют в Якутии уже почти 10 лет. Сначала местные жители так же, как и в Бурятии, негодовали и даже писали жалобы во все инстанции, но со временем привыкли. Сейчас это уже никого не удивляет.
- Эта технология - наше спасение на самом деле, - смеётся Артур Тюрин. - Укладка асфальта горячим способом по ГОСТу не может идти, если на улице температура ниже плюс пяти. Правильное уплотнение материала наступает при температуре плюс 80-120 градусов, но на морозе смесь быстро остывает. Зимой в Якутии бывает и минус 50 градусов на улице.
По словам Артура, в северных регионах, кроме воды и щебня, зимой вообще мало что применимо. В центральной России, например, можно использовать технологию «горячего литья», или так называемого «холодного» асфальта. Этот способ работает и в дождь, и в снег: очень горячую вязкую смесь заливают в выбоины, вне зависимости от погоды.
- «Холодный» асфальт - это песок, молотый известняк, гравий, природный битум, каучук, иногда добавляется целлюлоза, - объясняет специалист. - Конечно, у него есть и плюсы, и минусы. Например, использовать такой метод можно только зимой, но при температуре не ниже минус 25 градусов. После застывания смесь не нуждается в асфальтоукладочном катке, а сцепление с дорожным покрытием очень прочное. Однако необходима дорогостоящая техника, которая будет постоянно поддерживать высокую температуру.
Именно поэтому применение самого обычного щебня с водой пока является наиболее удачным способом ремонта там, где нет других возможностей. С наступлением весны, смесь, конечно же, нужно вычищать и заменять асфальтом, но это, по словам дорожников, не так уж страшно. Однако бурятские автолюбители опасаются, что у нас получится как в той поговорке: нет ничего более постоянного, чем временное.