Буряты - третьи в стране. Как обстоят дела с образованием в республике

В апреле глава Росстата Сергей Галкин рассказал, что по результатам переписи буряты вошли в тройку народов с самой большой долей имеющих высшее и неоконченное высшее образование. Как обстоят дела с образованием по республике в целом и что изменилось по сравнению с переписью 2010 года, разбирался корреспондент bur.aif.ru.

   
   

Вторые по высшему образованию

По данным переписи, всего в РФ живёт 460 тысяч представителей бурятского народа: 269 тыс. (64%) в самой республике, остальные – в автономных округах Иркутской области и Забайкальского края, а также в других регионах страны. Высшее и неоконченное высшее образование имеют 132,9 тыс. человек (28,9%), а если считать только тех, кто живёт в границах Бурятии, то доля образованных ещё выше – почти 33%.

Русских в России 105,6 млн, в том числе в Бурятии – около 582 тысяч. В целом по стране доля имеющих высшее и неоконченное высшее образование – 22,7%, причём этот показатель сильно повышают Москва и Санкт-Петербург. По другим регионам проценты ниже, например, в нашей республике – 18,4%.

В материалах переписи также есть данные по уровню образования других наиболее многочисленных народов Бурятии: сойотов, татар, эвенков, украинцев и узбеков. Всего в Бурятии насчитывается более 205 тысяч жителей, имеющих высшее и неоконченное высшее образование, или 22,9%. Это немногим больше среднероссийского показателя (21,5%).

За 11 лет, которые прошли с переписи 2010 года, имеющих высшее и неполное высшее образование стало больше как в абсолютных цифрах, так и в процентах. Это касается как русского, так и бурятского населения республики. Среди всех представителей бурятского народа, проживающих в России, эта цифра тоже стала выше. В 2010 году буряты также вошли в тройку российских народов с самой большой долей высшего образования, тогда компанию им составляли осетины и казахи.

В ходе переписей также считали число граждан с послевузовским образованием: аспирантов, кандидатов и докторов наук. В 2010 году в Бурятии таких было 6,6 тысячи, а в 2021-м – более 10 тысяч. Доля таких кадров в общем населении республики и доля тех, кто имеет послевузовское образование, среди всех российских бурят тоже стали больше.

«Если считать не только граждан с высшим образованием, а оценивать все параметры, то буряты входят в тройку самых образованных народов России, – говорит Сергей Галкин. – На первом месте по образованности евреи, на втором – калмыки».

Проблемы за ширмой статистики

Если смотреть только на количество людей с тем или иным уровнем образования или даже на проценты, то может показаться, что в Бурятии с высшим образованием всё замечательно. Но это не совсем так.

По данным Росстата, в 2021 году число студентов в вузах республики по сравнению с 2010 годом сократилось с 41 до 20 тысяч человек, из них половина – заочники. Год от года растёт число тех, кто уезжает получать образование в другие регионы.

По словам младшего научного сотрудника Института демографических исследований РАН Галины Очировой, в 2011 году учиться в другие регионы уезжало 24% от общего количества выпускников, а к 2020-му этот показатель вырос до 41%. Всего за указанный период из республики уехало более 21 тысячи выпускников. И далеко не все, отучившись, вернулись обратно. Чаще всего поступать в вузы других регионов стремятся выпускники школ Улан-Удэ.

В 2021 году в рейтинге Высшей школы экономики (ВШЭ) по среднему баллу студентов при сдаче ЕГЭ из 725 вузов БГУ занял 471-е место, БГСХА – 596-е, ВСГТУ - 683-е, а филиал СибГУТИ - 692-е.

   
   

Правда, в 2023 году в другом рейтинге, который составила крупнейшая электронная площадка вакансий, из 411 вузов по успешности трудоустройства своих выпускников ВСГТУ находился на 38-м месте, БГУ на 95-м, а БГСХ – на последнем, 411-м. Но относительно высокие места двух бурятских вузов не обязательно означают, что за два года ситуация как-то изменилась. Ведь выпускник может трудоустроиться и за пределами региона. В 2019 году, по данным ВШЭ, так делал каждый четвёртый выпускник вузов республики.

Чтобы Бурятия могла гордиться не только процентом образованных, но и вкладом своих университетов в развитие региона и страны, нужна большая работа. По мнению главы Минобрнауки РФ Валерия Фалькова, у республики есть три направления для развития высшего образования: развитие медицинской школы, подготовка инженерно-технических кадров, необходимых для промышленных предприятий региона, и встраивание социально-гуманитарных предметов в новые программы. Власти республики также возлагают большие надежды на проект межвузовского кампуса в Улан-Удэ. Удастся ли реализовать эти возможности, покажет время.

Кстати

Говоря о бурятских деятелях науки, обычно вспоминают Доржи Банзарова и Петра Бадмаева. Но были и многие другие. Пётр Атутов (1921–2001) участвовал в Великой Отечественной войне, а после разрабатывал теорию педагогики. Антон Занданов (1918–2006) «с нуля» организовал в блокадном Ленинграде службу переливания крови, впоследствии руководил медслужбой Северного флота, читал лекции в Военно-медицинской академии, писал научные статьи по нейрохирургии. Светлана Дамбинова (р. 1949) учёный-нейрофизиолог мирового уровня, работала с академиком Натальей Бехтеревой. Лубсан-Зонды Будажапов (р. 1960) возглавляет Бурятский НИИ сельского хозяйства, член-корреспондент РАН.