В середине ноября в Улан-Удэ заговорили о повышении тарифа в частном общественном транспорте. В последний раз цена менялась в 2016 году – стоимость проезда поднялась с 17 до 20 рублей.
Во сколько теперь может обойтись проезд и чем вызвано повышение, корреспонденту «АиФ-Бурятия» рассказал председатель профсоюза работников автомобильного транспорта Бурятии Игорь Сластин.
Затраты, а не тариф
«Понятно, что такой тариф никто не установит и не утвердит, да и из пассажиров за такие деньги никто не поедет, – говорит председатель профсоюза. – На основании роста цен мы составляем таблицу и доказываем, что текущая стоимость проезда не соответствует затратам и обозначаем, какой на деле выходит расход». По расчётам перевозчиков, в среднем цены на всё поднялись на 39,7%.
Почему же тогда в муниципальном транспорте проезд стоит дешевле и тарифы не поднимаются, ведь цены на бензин и другие затраты одинаковые? Дело в том, что разрыв между затратами и прибылью – так называемую межтарифную разницу – городским предприятиям компенсируют из городского бюджета. Частным перевозчикам никто возмещать разницу не будет – такого в законах не предусмотрено.
По рублю в год
В 2013 году проезд в городе подорожал до 17 рублей, а в 2016 – до 20 рублей. Ещё тогда перевозчики предлагали поднимать тариф постепенно – по рублю в год, чтобы это не так сильно «било по кошельку» горожан и вызывало меньше вопросов.
«Когда сначала растут цены на всё вокруг и лишь в последнюю очередь – на проезд в общественном транспорте, то ожидаемо, что у пассажиров возникают вопросы и возмущения», – поясняет Игорь Сластин.
Другой вопрос вызывает недоумение уже у водителей: цены на бензин и горюче-смазочные материалы не контролируются, почему тогда над перевозчиками такой контроль?
Другая сторона вопроса
С тем, что рост тарифа обоснован, согласны и депутаты. Но и у них есть к перевозчикам вопросы. Основной касается налоговых отчислений. Как сообщил депутат городского совета Улан-Удэ Сергей Бурдиков на своей странице в Facebook, отрасль маршрутных автобусов приносит в бюджет 31 миллион рублей, ссылаясь на представителя налоговой службы, выступившей на общественном заседании.
Как решать проблему непрозрачности частных перевозок, пока не ясно. Один из вариантов, который активно предлагают комментаторы и который рассматривают сами перевозчики, это установка банковских терминалов для безналичной оплаты проезда. Однако это дополнительные расходы, которые опять же ложатся на плечи частников. Впрочем, в расчёты нового тарифа траты на терминалы также учли.
Вечерний тариф и отток водителей
Ситуация с автобусами и маршрутками в Улан-Удэ всё осложняется: водители буквально «бегут» с работы, из-за чего на линии выходит всё меньше машин и происходит отток транспорта.
«Машины есть, а водителей нет, – говорит Игорь Сластин. – Они меняют место работы, уезжают на вахты и т.д. Некоторые работают водителями, но уже в соседнем Иркутске, а не в Улан-Удэ. Получается, что город теряет профессионалов». По его словам, кадров не хватает не только среди частных перевозчиков: свободные вакансии стали появляться и на муниципальных маршрутах. Предполагается, что повышение тарифа сделает работу водителей рентабельной.
Кроме того, на заседании общественного совета прозвучало предложение ввести вечерний тариф – 30 рублей. Повышенная цена сделает вечерние маршруты более «привлекательными» для перевозчиков, окупая то, что машина едет по маршруту полупустая, ведь вечером число пассажиров меньше. «В каком-то смысле, повышение необходимо самим горожанам, – отмечает Игорь Сластин. – Если маршрутчикам будет выгодно ездить по вечерам, то пассажирам не придётся подолгу ждать транспорт в позднее время».
Спецполоса – выход?
«Оборудовать спецполосы можно не везде, – пояснил председатель профсоюза работников автотранспорта. – Тем не менее, если большую часть маршрута транспорт будет ехать по специальной полосе, то за одно и то же время водитель сделает больше рейсов и перевезёт больше пассажиров. Это удобно и для горожан: зачем заводить свою машину и стоять в пробке, если можно быстро и без пробок доехать до места назначения на общественном транспорте?» По мнению мужчины, спецполосы привлекут больше пассажиров, маршруты будут окупаться, и снизится необходимость в постоянном повышении тарифов, ведь затраты будут окупаться высоким спросом на проезд в автобусах и маршрутах.
А пока что транспортный вопрос будет решаться повышением цен. Насколько вырастет тариф и какую цену утвердят, решать будут депутаты Улан-Удэнского городского совета на очередной сессии, которая пройдёт 11 декабря.