aif.ru counter
107

Транспортный вопрос. Насколько и почему подорожает проезд в Улан-Удэ?

Ещё в 2013 и 2016 годах перевозчики предлагали поднимать тариф постепенно – по рублю в год, чтобы это не так сильно «било по кошельку» горожан и вызывало меньше вопросов.
Ещё в 2013 и 2016 годах перевозчики предлагали поднимать тариф постепенно – по рублю в год, чтобы это не так сильно «било по кошельку» горожан и вызывало меньше вопросов. © / Айгуль Мусина / АиФ

В середине ноября в Улан-Удэ заговорили о повышении тарифа в частном общественном транспорте. В последний раз цена менялась в 2016 году – стоимость проезда поднялась с 17 до 20 рублей.

Во сколько теперь может обойтись проезд и чем вызвано повышение, корреспонденту «АиФ-Бурятия» рассказал председатель профсоюза работников автомобильного транспорта Бурятии Игорь Сластин.

Затраты, а не тариф

В новостях о повышении тарифа изначально фигурировала сумма в 41 рубль, которую называли экономически-обоснованным тарифом. Возможность такого скачка цены очень возмутила уланудэнцев. Игорь Сластин пояснил, что это не тариф, а расчёт с учётом всех затрат водителей на топливо, горюче-смазочные материалы, запчасти и т.д.

«Понятно, что такой тариф никто не установит и не утвердит, да и из пассажиров за такие деньги никто не поедет, – говорит председатель профсоюза. – На основании роста цен мы составляем таблицу и доказываем, что текущая стоимость проезда не соответствует затратам и обозначаем, какой на деле выходит расход». По расчётам перевозчиков, в среднем цены на всё поднялись на 39,7%.

Почему же тогда в муниципальном транспорте проезд стоит дешевле и тарифы не поднимаются, ведь цены на бензин и другие затраты одинаковые? Дело в том, что разрыв между затратами и прибылью – так называемую межтарифную разницу – городским предприятиям компенсируют из городского бюджета. Частным перевозчикам никто возмещать разницу не будет – такого в законах не предусмотрено.

По рублю в год

В 2013 году проезд в городе подорожал до 17 рублей, а в 2016 – до 20 рублей. Ещё тогда перевозчики предлагали поднимать тариф постепенно – по рублю в год, чтобы это не так сильно «било по кошельку» горожан и вызывало меньше вопросов.

«Когда сначала растут цены на всё вокруг и лишь в последнюю очередь – на проезд в общественном транспорте, то ожидаемо, что у пассажиров возникают вопросы и возмущения», – поясняет Игорь Сластин.

Другой вопрос вызывает недоумение уже у водителей: цены на бензин и горюче-смазочные материалы не контролируются, почему тогда над перевозчиками такой контроль?

Другая сторона вопроса

С тем, что рост тарифа обоснован, согласны и депутаты. Но и у них есть к перевозчикам вопросы. Основной касается налоговых отчислений. Как сообщил депутат городского совета Улан-Удэ Сергей Бурдиков на своей странице в Facebook, отрасль маршрутных автобусов приносит в бюджет 31 миллион рублей, ссылаясь на представителя налоговой службы, выступившей на общественном заседании.

При этом 30 миллионов налоговых отчислений приходит от муниципального транспорта и только один миллион – от частных перевозчиков. И это несмотря на то, что в автопарке МУПа около 50 автобусов, а частников в городе – почти 1300.

Как решать проблему непрозрачности частных перевозок, пока не ясно. Один из вариантов, который активно предлагают комментаторы и который рассматривают сами перевозчики, это установка банковских терминалов для безналичной оплаты проезда. Однако это дополнительные расходы, которые опять же ложатся на плечи частников. Впрочем, в расчёты нового тарифа траты на терминалы также учли.

Вечерний тариф и отток водителей

Ситуация с автобусами и маршрутками в Улан-Удэ всё осложняется: водители буквально «бегут» с работы, из-за чего на линии выходит всё меньше машин и происходит отток транспорта.

«Машины есть, а водителей нет, – говорит Игорь Сластин. – Они меняют место работы, уезжают на вахты и т.д. Некоторые работают водителями, но уже в соседнем Иркутске, а не в Улан-Удэ. Получается, что город теряет профессионалов». По его словам, кадров не хватает не только среди частных перевозчиков: свободные вакансии стали появляться и на муниципальных маршрутах. Предполагается, что повышение тарифа сделает работу водителей рентабельной.

Кроме того, на заседании общественного совета прозвучало предложение ввести вечерний тариф – 30 рублей. Повышенная цена сделает вечерние маршруты более «привлекательными» для перевозчиков, окупая то, что машина едет по маршруту полупустая, ведь вечером число пассажиров меньше. «В каком-то смысле, повышение необходимо самим горожанам, – отмечает Игорь Сластин. – Если маршрутчикам будет выгодно ездить по вечерам, то пассажирам не придётся подолгу ждать транспорт в позднее время».

Спецполоса – выход?

Ещё одно предложение, позволяющее снизить необходимость в постоянном повышении тарифов и сделать работу общественного транспорта более необходимой, это оборудование отдельной полосы для автобусов и маршруток. Пока что в городе такая полоса есть лишь в районе остановки Элеватор.

«Оборудовать спецполосы можно не везде, – пояснил председатель профсоюза работников автотранспорта. – Тем не менее, если большую часть маршрута транспорт будет ехать по специальной полосе, то за одно и то же время водитель сделает больше рейсов и перевезёт больше пассажиров. Это удобно и для горожан: зачем заводить свою машину и стоять в пробке, если можно быстро и без пробок доехать до места назначения на общественном транспорте?» По мнению мужчины, спецполосы привлекут больше пассажиров, маршруты будут окупаться, и снизится необходимость в постоянном повышении тарифов, ведь затраты будут окупаться высоким спросом на проезд в автобусах и маршрутах.

А пока что транспортный вопрос будет решаться повышением цен. Насколько вырастет тариф и какую цену утвердят, решать будут депутаты Улан-Удэнского городского совета на очередной сессии, которая пройдёт 11 декабря.

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество