aif.ru counter
2922

Вышки связи и свидетели. Новые подробности поисков пропавшего в Сибири Ан-2

Сюжет Поиски Ан-2 в Бурятии

Уже больше месяца прошло с того момента, как вечером 19 июля самолёт Ан-2 с шестью пассажирами на борту вылетел из посёлка Кырен в Тункинском районе Бурятии и больше не вышел на связь. Той же ночью начались его поиски, но успехом так и не увенчались. В сети то и дело всплывают новости о поисках и возможном местоположении воздушного судна, показаниях свидетелей и даже «видениях» шаманов. 

Последними подробностями поисков пропавшего самолёта с корреспондентом «АиФ-Бурятия» поделился начальник регионального координационного центра поиска и спасания Сибирского авиационно-спасательного центра Виктор Дрегер. 

Отследили маршрут по вышкам связи

Зона поисков Ан-2 охватывает 18 тысяч квадратных километров. Самолёт искали на территории Тункинского и Окинского районов Бурятии, а также Усольского, Слюдянского и Черемховского районов Иркутской области. 

По словам Виктора Дрегера, одна из проблем, сильно осложняющих поиски, это отсутствие чёткого маршрута, по которому летел самолёт. По правилам, перед вылетом воздушное судно должно согласовать с Росавиацией план полёта, место вылета, а также время и точки связи. В ситуации с Ан-2 примерный маршрут знала только авиакомпания. Когда самолёт не вышел на связь, забили тревогу, но без согласованного плана полёта нет гарантии, куда конкретно направлялся самолёт. Известно только, что двое пилотов должны были показать четырём командированным товарищам зону, которую 20 августа экипажам предстояло опылять от вредителя – тутового шелкопряда. 

Частично восстановить начало маршрута Ан-2 удалось по вышкам сотовой связи одного из мобильных операторов, которые фиксировали сигналы телефонов на борту. Как только самолёт вышел за пределы вышек этого оператора, сигнал оборвался, а вышки другого оператора его не зафиксировали. 

По данным МЧС, сигнал о пропаже воздушного судна на связь поступил ночью, однако сейчас в поисках самолёта появилась новая зацепка. Выяснилось, что 20 августа около 06:00 вышка сотовой связи возле села Бельск в Черемховском районе запеленговала сигнал телефона одного из пассажиров на 120 градусов к юго-западу от села. 

«Нужно понимать, что в этом случае вышка не даёт нам точное местоположение и даже точное расстояние, только направление и возможные секторы, так как самолёт находился в воздухе на неизвестной высоте, – объясняет Виктор Борисович. – Тем не менее, это позволило нам сузить зону поисков и определить несколько первостепенных маршрутов, которые мы сейчас отрабатываем».

«Видения» и показания

Важную роль в поисках играют свидетели, которые могли видеть именно пропавший Ан-2 в границах поисковой зоны. Их показания также сужают зону поисков, помогая высылать на места спасателей и «не распыляться» на отработку обширной территории. «Обойти всё пешком нереально, – рассказывает Виктор Дрегер. – В зоне поисков находится 23 пеших маршрута, часть из них в труднодоступной местности и тупиковых горных ущельях». 

Не обходится и без курьёзных случаев: на телефоны спасательных служб периодически поступают сигналы от шаманов, которые якобы «видели» место падения самолёта. Обычно на такие запросы человеческий ресурс не тратят, однако последний сигнал от шамана в Бурятии совпал с реальной зоной поисков самолёта – мужчина утверждал, что самолёт упал в одно из Могойских озёр. Внутренние воды находятся в ведении республиканского управления МЧС, поэтому они всё-таки решили проверить «показания» шамана. Сначала водолазы обследовали два самых крупных озера – Гузей и Каторжан, глубина которых составляет 30-35 метров. Ничего не найдя, они проверили и остальные восемь озёр, но безрезультатно. 

Куда больше пользы приносят реальные показания свидетелей, нежели шаманские «видения». Например, сейчас спасатели отрабатывают сигнал, поступивший в одном и том же месте от двух разных человек: в Иркутской области сторож в одном из посёлков заявил, что ночью видел пролетающий Ан-2 и даже зафиксировал это в специальном журнале. Его слова совпали с показанием ещё одного мужчины, утверждавшего, что видел самолёт в той же местности примерно в то же время. Кстати, эта зона поисков граничит с зоной поисков Ан-2 в Черемховском районе, где вышка запеленговала сигнал телефона. Ранее спасатели отработали с воздуха и пешком ещё несколько показаний: одни свидетели утверждали, что слышали в лесу удары по металлу, а другие – что чувствовали «трупный запах». 

Проверять приходится каждую зацепку. Как правило, поисковые работы строятся следующим образом: самолёт или вертолёт «змейкой» обследует заданный ему квадрат на низкой высоте. Расстояние между «галсами» – линиями полёта судна внутри квадрата – должно быть не больше пятисот метров. После вылета трек полёта наносится на карту, и если где-то остаются необследованные места, например, из-за облачности, то на следующий день их проверяют снова. 

«Пилот не должен пропустить ничего подозрительного. Речь идёт о спасении людей, поэтому проверяем любой сигнал, – говорит Виктор Борисович. – Была ситуация в горах: с воздуха показалось, что на земле лежат обломки самолёта. Отправили на место спасателей, оказалось, что это были камни». 

Много внимания уделяют группам поломанных деревьев, так как есть вероятность, что их могло срезать бортом Ан-2. Первый такой сигнал поступил от охотников из села Тибельти. Туда высаживались поисковые группы, но обнаружить ничего не удалось. 

Поисковые сложности

Несмотря на то, что поиски начались сразу же в ночь пропажи самолёта, не все оказались согласны с их эффективностью. Спустя неделю поисков родственники пропавших пилотов начали искать их самостоятельно: запаслись едой, сняли квадроциклы и наняли охотников. К тому времени наземные поиски ещё не велись – зона была слишком обширной, чтобы отправить людей в лес.

Чем больше времени проходило с момента пропажи самолёта, тем больше претензий высказывали поисковикам. Дошло до того, что родные пропавших людей написали заявления в надзорные органы о бездействии спасателей. Виктор Дрегер отмечает, что если сейчас, пока идут поиски Ан-2, начнётся ещё и разбирательство по этому заявлению, то кроме отработки зон поисковые службы будут вынуждены тратить драгоценное время на отчёты о поисках в прокуратуру.  

Отсутствие сигнала от аварийного радиомаяка не добавляет спасателям оптимизма, ведь по такому сигналу самолёт бы сразу отследили и эвакуировали пострадавших. Однако по неизвестной причине маяк не сработал. Такое случается по разным причинам – могла произойти техническая проблема или же самолёт коснулся деревьев по касательной, и тогда маяк просто не зафиксировал «бедствие». 

«Местность сложная, горы и сплошной лес, – рассказывает Виктор Дрегер. – Высота деревьев достигает 40-50 метров, и растут они часто, временами между ними даже нет просвета. Если вдруг Ан-2 упал между ними, то отыскать его без сигнала радиомаяка будет сложно, но всё же возможно, хотя это и напоминает поиски иголки в стоге сена. Чем больше точной информации у нас есть, тем уже зона поисков и тем выше шанс». 

Руководитель поисковых работ не исключает того, что пилоты могли выжить. «Есть же люди, которые годами в лесу выживают, поэтому мы понимаем тревогу родных и сами надеемся отыскать пропавших живыми», – говорит он. 

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах