Недавно один из банков Бурятии оштрафовали на 20 тысяч рублей за нарушение прав обычных людей. Сумма для такого учреждения небольшая, но сам претендент примечательный.
Чужой долг
В пресс-службе судебных приставов сообщили, что банк «поплатился» за назойливость. От действия банковских работников пострадал житель дачного некоммерческого товарищества «Байгал» Иволгинского района, которому работники кредитной организации постоянно звонили на протяжении месяца. Они разыскивали должника, которого пострадавший не знал и никак не мог помочь банку в решении вопроса по взысканию задолженности по чужому кредиту. Более того, сам иволгинец не имел никаких отношений с этим банком. Однако его «ответственные» сотрудники продолжали звонить несчастному в среднем шесть раз в день. Звонки не прекращались в выходные и праздники. Даже в канун новогодней ночи мужчине пришлось общаться с назойливыми служащими. В 9 часов вечера 31 декабря из банка вновь звонили и искали неизвестного заёмщика, просрочившего платёж. Телефонные поиски продолжились и с первых дней января. Устав от такого общения, мужчина обратился к судебным приставам. Они изучили детализацию звонков и выяснили, что банк нарушил их частоту и временные рамки. В общей сложности на телефон заявителя поступило 33 вызова с номера, зарегистрированного за кредиторами. За это административное правонарушение суд и назначил организации штраф в 20 тысяч рублей. Таких случаев в республике раньше не было.
Напомним, что по закону специалисты по взысканию банковских долгов или коллекторы могут звонить должнику не более раза в сутки, двух раз в неделю, восьми раз в месяц. Встречаться лично – не более одного раза в неделю, причём всё общение должно происходить в рабочие дни с 8 до 22 часов, а в выходные и праздничные дни – с 9 до 20 часов по местному времени по месту жительства должника. Кроме этого, без письменного согласия должника коллекторы не вправе сообщать третьим лицам сведения о должнике, просроченной задолженности, её взыскании и любые другие персональные данные. Например, звонить на работу и говорить об этом коллегам. Или писать о долге в социальных сетях.
Банки – не благотворители
Поиски должника не увенчались успехом, а ведь таких закредитованных граждан в республике и стране в целом немало. Сейчас привычка жить в кредит так прочно закрепились в российском обществе, что некоторые уже не представляют, как можно обходиться без банковских займов. Иметь по 3-4 кредита – теперь норма, причём не только для работающих граждан, но и для пенсионеров. Ослабляет бдительность потребителей и «замануха» в виде 50-90 дней, свободных от процентов, но редко кто задумается, что ждёт его, если не успеть рассчитаться в этот срок. А просрочку допускают более 70% пользователей кредитных карт. Банк в таком случае накрутит астрономическую сумму и загонит в долговую яму.
«Нужно понимать, что кредитные организации – это не благотворители, а коммерческие структуры, которые, прежде всего, зарабатывают на том, что выдают кредиты. То, что банк «исполняет желания» и заботится о наших мечтах, не более чем красивая сказка», – предупреждают экономисты.
Управа на коллекторов
С накопившимися долгами, как правило, работают коллекторы. «Выбивая» долги с людей они нередко преступают рамки дозволенного. Так, только за 6 месяцев прошлого года в службу судебных приставов Бурятии поступило свыше тридцати обращений граждан с жалобами на действия коллекторских агентств, кредитных и микрофинансовых организаций, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности. Обращения, как и в случае с иволгинцем, в основном касались многократных звонков.
Однако, как отметили в ведомстве, заявление пострадавших не гарантирует наказания назойливого коллектора, для этого нужны веские доказательства нарушений прав граждан со стороны таких организаций.
«Это могут быть сведения об абоненте и номере телефона, с которого осуществляется дозвон, распечатки звонков, а также фото- и видеосъёмка иных нарушений», – уточняет Батахаева.
Специалисты уверены, что взыскатели долгов прибегают к противозаконным мерам и потому, что большинство из заёмщиков не знают своих прав. Например, того, что в разговоре коллектор обязан полностью представиться, обозначить название компании, которую он представляет, и объяснить основание, почему он вас потревожил. В противном случае его можно привлечь к ответственности. Кроме всего этого, должник вправе вообще отказаться от общения с коллекторами. При этом нежелание контактировать нужно оформить и заверить у нотариуса. Всё же, как говорят в народе, долг платежом красен. Если кредитной организации не удаётся мирно решить вопрос с должником, она идёт в суд. После решения суда о взыскании долга в дело вступают судебные приставы.