Катастрофу Ил-14 на байкальском полуострове Святой Нос с 48 погибшими называют самой крупной в истории Бурятии. Она произошла 14 июня 1981 года – и сегодня, спустя 44 года, жители бамовского городка Северомуйск снова вспоминают не вернувшихся из полёта родных. А памятная доска на полуострове появилась лишь в 2021 году.
Рейс 498
В этой истории как будто всё ясно, но и одновременно - много непонятного.
«Авиалайнер Ил-14М Улан-Удэнского авиаотряда авиакомпании «Аэрофлот» выполнял плановый внутренний рейс SU-498 по маршруту Северомуйск — Нижнеангарск — Усть-Баргузин — Улан-Удэ. Но из-за сложных метеоусловий в Нижнеангарском аэропорту самолёт ушёл в Усть-Баргузин. При заходе на посадку в Усть-Баргузинском аэропорту самолёт врезался в склон горы Маркова на полуострове Святой Нос и полностью разрушился. Погибли все 48 человек на борту — 44 пассажира и 4 члена экипажа».
Это краткое описание трагедии…
Взяв на борт в Северомуйске 44 пассажиров (из них двое – «зайцев», в те времена возили и безбилетников), Ил-14 отправился по маршруту. Следующая посадка должна была быть в Нижнеангарске, но она не состоялась – аэропорт закрыли из-за плохой погоды. Сразу направились к следующему пункту – в Усть-Баргузин. С этого момента можно вести хронику трагедии – отсчет больших и малых ошибок, которые к ней привели.
В 10:30 экипаж сообщил о пролете Ангаракана, а в 10:41 перешел на связь с диспетчерской службой Улан-Удэ. Из-за большого расстояния сопровождение по радару и определение местоположения по радиосигналу не велись. Впрочем, и экипаж не использовал все доступные навигационные средства, хотя они были исправны. Летели по стандарту, полагаясь на имеющиеся данные о погоде и силе ветра. Однако на участке от Ангаракана до Усть-Баргузина встречный ветер оказался слабее прогнозируемого: 25-30 км/ч вместо ожидаемых 50 км/ч и немного другое направление.
В 11:02, не долетев 75-80 км до окончания зоны ответственности Улан-Удэ, экипаж, нарушая правила радиообмена, связался с диспетчером аэропорта Усть-Баргузин. После установления связи пилоты не сообщили свое точное местоположение, а диспетчер, не уточнив его, передал данные по заходу на посадку, текущую погоду и предупредил о нестабильной работе радиопеленгатора. Фактические погодные условия позволяли выполнить посадку по приборам.
Не смотрели на приборы
Уже тогда самолёт сильно отклонился от курса – на 32 километра. Но экипажу об этом известно не было. В 11:16 самолёт начал снижение, получив разрешение от диспетчера. Через две минуты пилоты доложили о достижении нужной высоты и переходе на визуальный полет, решив садиться не по приборам.
И опять – пилоты почему-то не проверили, где находятся, и диспетчер тоже этого не сделал.
Продолжая полет и не зная точного местоположения, пилоты продолжили снижение. Когда они перешли на визуальный полет, то приняли берег полуострова Святой Нос за материк и начали левый разворот, полагая, что находятся у контрольной точки аэропорта Усть-Баргузин.

Всё, что произошло дальше, увы, трагически логично. В 11:22 самолет врезался в покрытый лесом склон горы на полуострове Святой Нос в 31 км от аэропорта и на 21 км правее запланированного маршрута. При ударе воздушное судно полностью разрушилось и сгорело. Обломки разбросало на 80 м. Не выжил никто.
Потом было разбирательство, которое нашло и вину погибших пилотов (правда, разобраться в каком состоянии были приборы навигации, не удалось – всё сгорело), и диспетчера. Самолёт, много лет эксплуатировавшийся за границей, в Югославии, был очень старый – летал с 1957 года, и к моменту катастрофы имел более 16 тысяч часов налёта. Имело ли это значение в той ситуации и почему пилоты не обращали никакого внимания на показания приборов? Неизвестно.
Родственники погибших долго добивались внимания к этой трагедии - и лишь совсем недавно, в 2021 году, на полуострове Святой Нос, у подножия горы, установили мемориальную доску в память о погибших. Родные приезжают на место каждый год, 14 июня.