Межгосударственный авиационный комитет опубликовал промежуточный отчёт расследования о крушении АН-24 в Нижнеангарске. В нём специалисты детально и поминутно восстановили картину авиакатастрофы, произошедшей 27 июня.
Напомним, судно при заходе на посадку в аэропорту на высокой скорости выкатилось за пределы взлётно-посадочной полосы, пробив ограждение, столкнулось со зданием очистных сооружений и загорелось. В результате погибли командир Ан-24 и бортмеханик. Пассажиры - 39 взрослых и четыре ребёнка, а также бортпроводница и второй пилот - спаслись, однако девятерых пострадавших пришлось госпитализировать.
Знаки свыше или случайность?
Как сообщает МАК, за день до трагедии самолёт Ан-24 должен был выполнить четыре рейса: из Иркутска в Нижнеангарск, из Нижнеангарска в Улан-Удэ и обратно по этому же маршруту. Первые два полёта прошли в штатном режиме: борт успешно вылетел из столицы Приангарья в Северо-Байкальский район, а оттуда - в Улан-Удэ. Однако из-за погодных условий обратный рейс в Нижнеангарск сначала откладывался каждый час, а затем и вовсе перенесли на следующий день. Сейчас пассажиры того злополучного рейса говорят, что это был знак - словно кто-то свыше не отпускал в небо машину, у которой должен был отказать двигатель.
Позже выяснился и ещё один загадочный факт: оказывается, в этот день была смена пилота Михаила Большедворского, однако он ещё в Иркутске почувствовал себя плохо. Его согласился подменить коллега Владимир Коломин, который погиб в авиакатастрофе.
Утром 27 июня экипаж прошёл медосмотр, ознакомился с погодными условиями и был готов к рядовому полёту. Самолёт поднялся в воздух в 09:03, а уже через час запросил посадку и стал снижаться. В этот момент и отказал левый двигатель. Пилоты сразу же доложили о неисправности диспетчеру и отключили автопилот. В 10:13 в аэропорту объявили тревогу. Ан-24 постепенно снижался, поддерживая постоянную связь с диспетчером.
В 10:23 экипаж начал посадку, через несколько секунд судно коснулось земли колёсами шасси, но после этого борт повело вправо: он выкатился за пределы полосы, проехал по грунту, пробил ограждение аэродрома, врезался в здание очистных сооружений и загорелся. Командира воздушного судна и бортмеханика зажало в горящей кабине. Второй пилот не смог их вытащить и спасся сам через аварийный люк. Тем временем бортпроводница эвакуировала всех пассажиров.
Построили без согласования
Предварительной причиной крушения МАК назвал отказ левого двигателя, а также рекомендовал разово проверить у всех самолётов типа Ан-24 и Ан-26 тормозные системы.
«Самолёт сгорел в наземном пожаре», - сухо резюмировали специалисты. Это значит, что не столкнись он со зданием очистных сооружений, расположенным вблизи взлетно-посадочной полосы, то спокойно бы завершил аварийную посадку. И люди, и машина остались бы целы. В этом уверена и Байкальская транспортная прокуратура, которая провела проверку и выяснила, что очистные сооружения и сеть наружной канализации вблизи аэродрома были построены незаконно и попадали в санитарно-защитную зону. Как официально сообщает прокуратура, глава Северо-Байкальского района Бурятии выдал разрешение на возведение этих объектов без согласования с органами Росавиации, тем самым нарушив требования Воздушного кодекса РФ и Федеральных правил использования воздушного пространства РФ. В дальнейшем очистные сооружения и сети ввели в эксплуатацию также без согласования с собственником аэродрома.
«Здания вблизи взлётно-посадочной полосы, построенные в нарушение закона, препятствовали свободному движению самолёта при экстренной посадке, что привело к катастрофе», - говорится в отчёте по итогам прокурорской проверки. Сейчас эти материалы Байкальская транспортная прокуратура направила в правоохранительные органы для решения вопроса об уголовном преследовании всех виновных лиц.