В Бурятии дети-сироты массово отказываются от предоставленного государством жилья. Мало того, что положенные метры сироты ждут годами, так ещё и получив свой угол, «счастливым» обладателям приходится доказывать, что в предоставленных квартирах невозможно жить. Судебные заседания по некачественному жилью сменяют одно другое, а дела превращаются в многотомники. Чего ждать сиротам?
Восемь плюс три
Александр Степаненко – владелец одного из тех самых «сиротских» домиков, о которых в Бурятии теперь знает чуть ли не каждый житель. Восемь лет мужчина ждал своей очереди на получение жилья, и в декабре 2016 года ему наконец-то вручили ключи от дома в посёлке Молодёжный.
«Думал, буду с семьёй спокойно жить в своём уютном уголке, но уже три года тепло и уют нам только снится», – делится Александр. Он говорит, что до последнего момента не знал, куда его поселят. Заранее жильё не показали, а ключи раздали по жеребьёвке, быстро сунули документы на подпись и попросили не тянуть с заселением. Поэтому практически сразу семья Степаненко и заехала на свою жилплощадь. Сюрприз новых хозяев ждал уже у входной двери, которую не получилось открыть с первого раза.
«Примёрзла дверь, на окнах был иней, стены сырые, обои даже не просохли», – вспоминает мой собеседник.
Первую зиму новосёлы продержались, а весной начали ремонт. За это время от сырости сгнили полы. Александр рассказывает, что за ночь с окон набегало по 3 литра воды. А печь приходилось топить постоянно. В конце-концов, бороться с сыростью Степаненко надоело, и он со своими товарищами по несчастью (а таких оказалось ещё 29 человек) обратились за помощью к общественникам, которые помогли составить обращение в суд.
«Уже прошло около 10 судебных заседаний. Советский районный суд признал наше жильё непригодным для постоянного проживания, однако республиканское министерство строительства подало апелляцию на это решение, ссылаясь на некорректную работу экспертов, хотя они сами же рекомендовали их», – рассказывает Александр.
Теперь обездоленные жильцы ждут заседания Верховного суда Бурятии, которое состоится 15 мая.
Под следствием
Оказывается, проблемы с жильём для детей-сирот возникли не только в Молодёжном. На многочисленные суды приходится ходить сиротам из разных районов республики. Одна из таких историй в прошлом году даже закончилась уголовным делом для местного минстроя.
66 квартир для детей-сирот в населённом пункте Полесье оказались непригодными для проживания. Жители обратились с жалобами в прокуратуру. Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении сотрудников министерства строительства и модернизации ЖКК республики. Застройщик - индивидуальный предприниматель Сергей Домшоев, сейчас находится под следствием. Его обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере: по версии следствия, мужчина похитил более 195 млн рублей, тем самым лишив граждан республики права на получения жилья.
Кстати, он же возводил сиротские дома в Иволгинском районе Бурятии, где тоже выявили немало проблем. В селе Сотниково квартиры получили более 250 детей-сирот, и треть из них требовали признать их непригодными и предоставить новое жильё. Суд встал на сторону истцов. Тогда за превышение служебных полномочий задержали заместителя министра, председатель приёмочной комиссии Сергея Рыбальченко. Сейчас чиновник находится в СИЗО. По решению Советского районного суда от 30 апреля 2019 года заключение под стражей ему продлили ещё на три месяца. Сейчас дело ведут сотрудники следственного управления Хабаровска.
Как жить дальше?
Специалисты уверены, что одним уголовным делом разбирательство не закончится, так как выяснилось, что разрешения на строительство домов в Сотниково выдавались незаконно. Поэтому следственные органы возбудили новое уголовное дело, главным фигурантом которого стал экс-глава Иволгинского района. За превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий ему может грозить 10 лет лишения свободы.
Пока длятся долгие судебные разбирательства, люди продолжают жить в тех условиях, какие им предоставили строители и чиновники. Другого жилья нет, и денег на съёмную квартиру у большинства тоже, поэтому приходится терпеть. А мириться в сиротских «бараках» приходится со многим: это и тонкие, плохо утеплённые стены, и трещины в них, и повышенная влажность, и грибок с плесенью. А ещё - замерзающая зимой вода в трубах и запах из выгребной ямы под домом летом, непродуманная вентиляция и другие огрехи. По словам владельцев этого жилья, министерство социального развития Бурятии периодически пытается провести косметический ремонт в помещениях, но ситуация не улучшается. При этом министр Татьяна Быкова считает, что ответственность за качество жилья для сирот должны взять на себя муниципалитеты.
Смотрите также:
- Рыбные войны. Активная борьба с браконьерами продолжится до конца октября →
- Вместо домов – халупы. Кто принял непригодное жильё для детей-сирот? →
- Бурятские чиновники вселили сирот в аварийный дом →