Одна из четырех проверенных в Улан-Удэ автозаправочных станций торговала некачественным топливом. Об этом «АиФ-Бурятии» рассказал председатель правления Союза автомобилистов Сибири Алексей Шабанов. Он отметил, что в текущем году проверять заправки Бурятии будут ещё раз.
Бензин – лучше заявленного
Проверять качество и количество продаваемого топлива на заправках Сибири Шабанов начал в прошлом году. Тогда Союз заключил соглашение с Федеральным агентством Росстандарта об осуществлении общественного контроля за качеством топлива в СФО, Республике Бурятия и Забайкальском крае.
«В прошлом году мы проверили несколько автозаправочных комплексов в Иркутске и Усолье-Сибирском, – рассказал Алексей Михайлович. – В этом году начали с Улан-Удэ. Здесь мы с проверками впервые, и они оказались результативными».
Направить внимание общественников на качество топлива в Бурятии предложили, как ни странно, сами заправщики. Дело в том, что некоторое время назад АЗС республиканского центра подверглись контролю Общероссийского народного фронта. По результатам этих проверок «фронтовики» заявили, что ряд заправок торгуют 80-м бензином под маркой 92-го и 95-го. Эти выводы у некоторых представителей топливного рынка вызвали подозрения, что проверки провели не совсем корректно.
«К нам поступило обращение от Топливного союза, чтобы мы провели независимую проверку качества топлива, – пояснил Шабанов. – Действовать мы начали в начале года. И сейчас получили результаты экспертиз».
Союз автомобилистов выбрал для своего визита четыре АЗС, говорят, что больше не смогли бы проверить. Под их внимание попали заправки из сетей БРК, ННК, Роснефти и «одиночка» АЗС «Кедр», которая находится в Тальцах под Улан-Удэ.
Для проверки были взяты два самых популярных вида «горючего» – 92-й бензин и дизельное топливо.
При проверке документов выяснилось, что три заправки торгуют бензином, поставляемым Роснефтью и одна – АЗС Байкальской региональной компании – топливом Газпромнефти.
«Для объективности оценки пробы нефтепродуктов мы сдавали в лабораторию под номерами, без указания на их происхождение и причастность к какой-либо заправке. Поэтому сотрудники лаборатории Иркутского ЦСМ, думаю, выдали нам непредвзятые результаты, реальные и объективные, – уточнил председатель правления Союза. – Самым качественным оказался бензин БРК, октановое число которого составило 93. Как видите, далеко не 80, как показала проверка наших предшественников. У бензина Роснефти, того, что продавали другие три АЗС, октановое число оказалось в пределах 92,4 – 92,2. Это говорит о том, что результаты актуальны. На этих АЗС к качеству бензина претензий нет».
Обещали вернуться
Другая картина открылась автомобилистам-общественникам в отношении дизельного топлива. Если у трёх проверенных автозаправок ДТ не вызвали нареканий автомобилистов, то четвертая АЗС выдала топливо сомнительного качества.
«Дело в том, что доля серы в дизеле должна быть не более 10 мг/кг. В трёх колонках мы увидели 5,6 мг/кг. Это говорит о том, что ДТ поставлялось, скорее всего, одним поставщиком, что подтвердили и предоставленные нам документы. Температура вспышки и массовая доля воды тоже были в норме, – пояснил Алексей Шабанов. – Но четвертая АЗС залила нам топливо, в котором содержание серы оказалось завышенным в 47,4 раза. Надо сказать, что сера для автомобиля не страшна, но с экологической точки зрения – это явное нарушение».
Проверяющие смотрели не только само топливо, но и документы, которые вправе затребовать любой клиент заправки. На АЗС «Кедр» автолюбители не обнаружили паспорта качества на ДТ и журнала поверки колонок. Из этого может следовать, что, скорее всего, этих поверок не было. А они проводятся для исключения недолива.
«Если нет журнала, то возможно, что эти колонки вообще никогда не поверялись. А значит, сколько они отгружают топлива, соответствует ли это показаниям счётчика – вопрос, – говорит Шабанов. – Это нарушение влечёт штраф. Если Росстандарт, куда мы намерены обратиться с результатами своих исследований, подтвердит наши выводы, то АЗС грозит штраф – либо минимум 500 тысяч рублей, либо 2% от годового оборота предприятия».
Алексей Шабанов уточнил, что их проверки – мероприятие общественное. Но на основании заявления Союза автомобилистов контролирующие органы либо сами выходят со своим проверками, либо делают запрос в прокуратуру, чтобы она сама провела контрольные мероприятия.
«Прошедший общественный контроль бурятских АЗС - первый. Далее Союз намерен пройтись по автозаправкам Иркутска, Читы, а затем вновь вернуться в Бурятию», – уточнил Шабанов.