Рождение новой семьи у бурят – событие значимое: свадебные ритуалы и обряды признаны частью нематериального культурного наследия республики. О том, какие традиции сопровождают первую ночь молодых супругов, читайте в материале bur.aif.ru.
Два килограмма шерсти
В последнее время в Бурятии принято возрождать не только свадебные обычаи, но и ритуалы изготовления самых необходимых предметов приданого. Одним из таких атрибутов всегда было одеяло, причём в его изготовлении принимала участие и семья жениха. Именно родственники будущего мужа предоставляли готовые выделанные овечьи шкуры, а сторона невесты кроила и шила одеяло. После завершения работы его вывешивали на заборе для всеобщего обозрения и оценки.
В клубе бурятской культуры «Булаг» при библиотеке им. А. В. Вампилова в Аларском районе Иркутской области сохраняют традиции изготовления свадебных одеял. Фото: bur.aif.ru/ Алёна Шипицына
В обряде изготовления одеяла из овечьего руна назначается старшая женщина, которая соблюдает порядок исполнения и даёт старт началу и завершению процесса. Начало знаменуется «данью» божествам. Старшая «капает» молоком, и мастерицы приступают к работе.
Прежде чем шерсть станет основой одеяла, она должна пройти несколько этапов. Сначала её вручную перебирают по клочку, чтобы очистить от мусора, затем промывают в дождевой воде и распушают. На двуспальное одеяло в среднем необходимо два килограмма овечьей шерсти. Подготовленный наполнитель ровным слоем укладывают на ткань, а затем прошивают одеяло по краям и по периметру, заранее определившись с орнаментом. И, конечно, любая работа спорится быстрее и лучше, когда её сопровождают народными песнями.
Без единого узелка
Однако просто изготовить свадебное одеяло – лишь половина дела, его ещё нужно правильно обшить. По мнению знатоков, наиболее точно выполняют этот обряд в Тункинском районе Бурятии и Аларском районе Иркутской области.
Накануне свадьбы, когда гости собираются на свадебный пир невесты, на столе или на кровати девушки раскладывается одеяло. Притрагиваться к нему, равно как и участвовать в обряде, могут лишь женщины, успешные в четырёх ипостасях своей жизни: здоровые, замужние, имеющие умных здоровых детей и основательно устроившие свой быт. Это должны быть отважные представительницы прекрасного пола, проявившие себя как хорошие хозяйки, верные жёны, свято хранящие семейные ценности.
Вкусив белую пищу, почтенные женщины приступают к обряду. По размеру «покрышки» (бүреэдэhэн) подбирают длинную крепкую нитку, после чего непрерывно, без единого узелка прошивают одеяло. Делать это необходимо строго в одном направлении – по ходу солнца, сопровождая благопожеланиями и вкладывая монеты, которые останутся вшитыми в изделие. За правильностью исполнения ритуала следит старшая участница процесса. В финале именно она закрепляет нить таким образом, чтобы шов был крепким и при этом без узелков. Это означает, что в семье родятся дети трудолюбивые, с долгой, как нить, жизнью.
Затем все женщины поднимают одеяло, встряхивают его и поочерёдно произносят напутствия невесте. Ей желают продолжить род, обрести счастье с достойным супругом, сохранять ценности и традиции семьи.
Застелить постель
Обряд «Хударайн басаганай заhал табилга», включённый в список объектов нематериального культурного наследия республики, относится к традициям кабанских бурят, но его варианты можно встретить в разных районах. Участвовать в действе, помимо собственно новобрачных, могут здоровые замужние, многодетные женщины – по три-четыре с каждой стороны.
Прежде чем заниматься убранством кровати, всем участникам обряда следует вкусить белую пищу. Прежде чем передать одеяло, мать невесты окуривает его над можжевельником со словами: «Энэ ехэ дэлхэй дээрэ ганса басагыемни һайханаар абажа байгыта» («Прошу позаботиться о моей дочери в этом большом мире»). По традиции, она передаёт со своего правого плеча на правое плечо матери жениха. Та отвечает: «Энэ гое хүбхэгэр хүнжэл доротнай дурантнай бу замхуужаг, үри хүүгэд таһалдангүй бии боложо байг, Yреэл болог!» – что означает: «Пусть ваша любовь никогда не затеряется под этим прекрасным одеялом, пусть ваши дети рождаются без помех, пусть это будет благословением!»
Потом начинают застилать кровать. Каждая из женщин со стороны жениха окуривает постельные принадлежности, прежде чем опустить их на брачное ложе. Сначала расстилают матрас невесты, затем матрас жениха, далее чередуют бельё невесты и жениха и, по традиции, заканчивают застилать покрывалом жениха. Обряд сопровождается произнесением благопожеланий и песнопением – молодожёны в это время стоят у постели.
Женщины осыпают постель зерном и монетами. После застилания они поочерёдно присаживаются на кровать и предлагают друг другу попробовать, какая мягкая и удобная постель, хвалят невесту, жениха, качество одеяла и подушек. Закончив приготовления, молодых усаживают на кровать, сваты говорят напутственные слова, выражают уважение друг другу, на невестку надевают украшения, а на зятя – рубашку. Эта свадебная традиция означает, что отныне постель двух молодых объединилась.
«После этого обряда следует застолье. Родственники невесты, по обычаю, в этот же день должны уехать домой, а родственники жениха продолжают праздновать ещё один-два дня», – говорит доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН Марина Содномпилова.
Чаепитие у невестки
На следующий день гости навещают невестку, которая организует «бэриин сай» – чаепитие, на котором раскрывают сундук с приданым и раскладывают его в новом доме. По четырём углам сундука ставится архи – молочная водка и раскладываются подарки для родственников жениха.
Также на чаепитии «раскрывают одеяло» – в проведении этого обряда невестке помогает мудрая, знающая женщина из семьи мужа.
«Одеяло раскладывают на столе и распарывают по ходу солнца, точно так же, как оно было обшито, – и при этом точно так же нельзя допускать разрывов и спутывания нити, – говорит кандидат филологических наук Аюна Дылгырова. – При этом из одеяла достают деньги, которые в него зашили до свадьбы. Если сумма достаточно большая, на них покупают памятный подарок для невестки, а на оставшиеся деньги приобретают сладости для гостей».
После чаепития невестка дарит женщине, помогавшей раскрыть одеяло, платок и нить, использованную для обшивания, – это означает, что старшая родственница становится наставницей молодой жены. При рождении первенца нитью, которой обшивалась «покрышка» одеяла, перевязывают пуповину младенца, а наставница получает первое право сделать подарок новорождённому.
КСТАТИ
В бурятской культуре супружеское ложе имеет сокровенный смысл. Кроватью, где отдыхают муж с женой, не могут пользоваться гости. Считается, что, если на ней полежит посторонний, брак будет неудачным.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.